6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
Контекст общей схемы организации ООС.
Россия, являясь федерацией, имеет централизованную систему управления охраной ОС, в которой подсистема ЭЭ и ОВОС относится к одной из наиболее «вертикально интегрированных».
По Конституции России управление окружающей средой относится к совместной компетенции федеральных и региональных органов власти и управления. В некоторых сферах, например в области экологического контроля новым законом «Об охране окружающей среды» 2002 г. (ст. 9) предусматривается возможность делегирования части полномочий субъекту РФ. Делегирование контрольных функций осуществляется на основе соглашения или иного документа между МПР и региональными органами исполнительной власти.
В использовании принципа «совместного ведения» важно понимать, сохранение приоритета федерального законодательства и что «совместное ведение» не подразумевает обязательность деления какой – либо функции управления между федеральной структурой и структурой органа субъекта федерации. Например, в отличие от экологического контроля, проведение ГЭЭ всегда относилось к исключительной компетенции федеральных специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
В связи с этим федеральным органом власти (Госкомэкологии) в субъектах РФ были созданы территориальные подразделения, а также Управление ГЭЭ непосредственно в Госкомэкологии, а затем и в МПР России. До реорганизации 2000 года подразделения федерального органа исполнительной власти уровня субъекта РФ имели своих специалистов и в районах (на территориях местных органов власти).
В целом система управления природоохраной в субъекте РФ включает территориальные подразделения федерального органа управления и региональные субъекта федерации (например, учреждения при областной администрации). Первые – подчиняются непосредственно МПР, а вторые – региональному правительству. Примерно такая же система существует в США, где 10 региональных подразделений федерального Агентства по охране окружающей среды (АООС), каждый из которых охватывает несколько штатов, и сосуществуют с органами по ООС самих штатов.
Другим странам с федеративным устройством также приходилось искать способы оптимального распределения полномочий между федеральными и региональными органами власти. Наиболее показательны примеры (кроме США) Канады, Германии и вообще Европейского Сообщества.
В каждой из стран, в зависимости от исторических и законодательных традиций, сформировались свои собственные формы взаимоотношений между федеральным центром и региональными органами власти. Одним из индикаторов указанных различий в области управления охраной ОС является степень делегирования полномочий регионам в сфере экологического законодательства и управления охраной окружающей среды. Указанные три страны можно охарактеризовать следующим образом.
В США законодательные и реализационные полномочия штатов в значительной мере переданы на федеральный уровень в результате давления со стороны общественности, озабоченной решением острых вопросов загрязнения окружающей среды и, как правило, недостатка инициатив со стороны штатов по созданию соответствующей законодательной базы и возможностей ее применения. Иногда Федеральное правительство США делегирует определенные полномочия штатам в соответствии с соглашениями об оздоровлении окружающей среды на основе контрольных показателей, оставляя за собой право возврата переданных полномочий в том случае, если штаты не выполнят взятые на себя обязательства.
В Германии законодательные полномочия в области охраны окружающей среды также в значительной степени являются прерогативой федеративного центра, но «земли» по определению несут ответственность за применение установленного законодательства, за исключением отдельных случаев. Более того, в области охраны окружающей среды на территории стран-членов ЕС приоритетным является законодательство ЕС, которому обязаны следовать страны-члены Европейского Сообщества. Контроль за исполнением законодательства является компетенцией каждой страны-члена ЕС и Сообщества в целом.
Для сравнения, в Канаде региональные органы власти обладают гораздо более широкими полномочиями. Во многих случаях, главной целью федерального законодательства является создание благоприятных условий для разработки и реализации соответствующего законодательства на уровне провинций.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов