logo
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

3.1. Правовые основы экологической экспертизы

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области экологической экспертизы в России является федеральный закон «Об экологической экспертизе» (ФЗЭЭ–1995) [21]. Данным законом экологическая экспертиза определена как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст.1).

Отличное определение цели государственной экологической экспертизы дано в ФЗ “Об охране окружающей среды” [25] как установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды (ст. 33, п.1).

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (ст.13) определены принципы экологической экспертизы:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы);

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию.

Положения, касающиеся обязательности организации и проведения государственной экологической экспертизы в отношении отдельных природных объектов, зон и территорий, отражены в природоресурсных Кодексах Российской Федерации [33,34,35,36,37] и в более, чем двадцати отраслевых федеральных законах природоохранной сферы, в т.ч. [38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49 и др.]. + Регионы , в т.ч. Алтайский край.

Объекты экологической экспертизы. В соответствии с ФЗ "Об ЭЭ" [21] цель экологической экспертизы - установить соответствие намечаемой деятельности экологическим требованиям. Причем деятельности, при реализации которой непосредственно затрагиваются права граждан и которая способа оказать воздействие на окружающую среду. В соответствии с Положением "Об ОВОС в РФ" [29], ГЭЭ является завершающей частью экологической оценки (национальной процедуры ОВОС).

По приведенным основаниям можно сделать вывод, что объектом ГЭЭ является обосновывающая документация, имеющая исчерпывающие материалы ОВОС, для непосредственной реализации деятельности.

В действительности, совокупность обозначенных признаков является достаточной для определения объекта ГЭЭ, но не исчерпывающей.

Дело в том, что задачей экологической экспертизы является не только представление экологической оценки намечаемой деятельности, но и предупреждение опасных воздействий этой хозяйственной деятельности. Поэтому в случае намерений реализовать очевидно экологически опасную деятельность целесообразно обеспечивать включение процедуры экспертизы на стадиях градостроительного обоснования, отвода земельного участка, обоснования инвестиций (проектных стадиях).

Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен статьей 14 ФЗ "Об ЭЭ", Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ [50], и конкретизирован по деталям Регламентом ГЭЭ, утвержденным приказом специально уполномоченного на тот момент ведомства (Госкомэкологии России) [51].

Последним определены порядок (и перечень) представления документации на экологическую экспертизу, процедура формирования экспертной комиссии и порядок ее работы, разграничение ответственности между экспертами (членами комиссии) и штатными работниками специально уполномоченного органа, форма и порядок утверждения заключений государственной ЭЭ.

Ряд вопросов организации, проведения и финансирования ГЭЭ регламентируются другими постановлениями Правительства Российской Федерации [52-54 и др.] и нормативными актами федеральных министерств и ведомств РФ [55-62 и др.].