5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
Специальные термины и их определения.
Нормативы, показатели качества, индикаторы.
Экологические нормативы – количественные меры общих, специальных и прикладных экологических требований, имеющие определенную обусловленность и экологическую цель.
Экологические нормативы могут иметь вид природоохранных и санитарно-гигиенических нормативов, ограничиваться временными рамками, применяться для указываемых при утверждении территорий, объектов, видов деятельности или сфер.
К экологическим нормативам относятся экологически обусловленные технические нормативы, нормативы качества компонентов и объектов окружающей среды, репродуктивности объектов природы, нормативы допустимого пользования природными ресурсами, экологической емкости, воздействия на среду, а также нормативы качества сырья, продукции, отходов. Экологические нормативы учитывают особенности защищаемого объекта природы, уровень общественно востребованного качества ОС.
Экологические показатели продукции и отходов – показатели, характеризующие воздействия продукции и отходов на ОС, включая воздействие на человека, определяемые содержанием и эмиссией вредных веществ.
Экологический индикатор – указатель качественных характеристик состояния, показатель, тест-объект, биотические показатели состояния экосистем и др.
Природоохранные нормативы – количественные меры прикладных экологических требований, обращенные к охраняемым законом объектам природной среды. К природоохранным нормативам относятся санитарно-гигиенические и иные нормативы качества объектов охраны окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на них.
Природоохранные нормативы устанавливаются с целью обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности и условий обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения биологического разнообразия.
Для намечаемой деятельности выполнение природоохранных требований может быть необходимым, но не достаточным для обеспечения экологической безопасности, для принятия решения о допустимости деятельности по экологическим требованиям.
В государственном контроле действующих предприятий преимущественно используются природоохранные нормативы.
Гигиенический норматив – установленное исследованиями допустимое значение показателя фактора (компонента) среды обитания человека с точки зрения безопасности (безвредности) для его здоровья [73].
Отмеченные выше, и другие нормативы являются основой одного из наиболее широко применяемых подходов к оценке деятельности, называемым «нормативным». Суть этого подхода заключается в сопоставлении расчетного показателя намечаемой деятельности с установленным допустимым нормативом: предельно допустимой концентрацией (ПДК), предельно допустимым выбросом или иным воздействием на ОС (например, ПДВ или др.), размером санитарно-защитной зоны и т.д.
При этом у многих государственных ведомств сложились свои группы нормативов («ведомственные нормативы»), содержащиеся в специальных документах. Например, сюда можно отнести:
нормы и нормативы, содержащиеся в государственных стандартах (ГОСТ и ГОСТ Р);
уже упоминавшиеся «гигиенические нормативы» Минздрава (Госсанэпидемнадзора) России, содержащиеся в одноименных документах типа «гигиенические нормативы» (ГН), а также санитарные нормы (СН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.;
«строительные нормативы» Госстроя, содержащиеся в строительных правилах (СП) или строительных нормах и правилах (СНиП);
нормы безопасности, в т.ч. промышленной – по линии Госгортехнадзора России, радиационной (НРБ) Росатомнадзора или пожарной и т.д.
Эти министерства и ведомства проводят специальные («ведомственные») экспертизы на соответствие показателей предполагаемой деятельности введенным этим ведомством нормативов, представляя об этом письменное официальное заключение (например, гигиеническое) или согласуя проект по принадлежности с другим государственным органом (например, с соответствующими «ресурсными» государственными службами МПР России – геологической, водной, лесной и т.д.). Подробнее с «покомпонентными» оценками можно ознакомиться в работе [6].
Основными преимуществами «нормативного» метода оценок является его объективность и методологическая простота, а главным недостатком – «жесткая формализованность», приводящая к неоправданным затратам на инвентаризацию, расчеты или к невозможности оценки при отсутствии норматива. При использовании экологического подхода выделяются нормативы или их комплексы, характеризующие оценку значимых экологических факторов воздействий и последствий.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов