5.2.5. Эо и экологическая компенсация
Следствием правила социально-экологической обратимости и отличительных черт экологических требований является возможность использования в экологических обоснованиях компромиссов и компенсаций – экологических компенсаций.
Экологическая компенсация – обоснованное, адекватное для окружающей среды и условий жизнедеятельности возмещение негативных воздействий на окружающую среду, антропогенных изменений в ОС, связанных с ними последствий.
Компенсацией могут быть признаны предложения обоснованные проведением ОВОС, реально обеспечиваемые, допустимые законодательством, устойчиво сохраняемые, признанные таковыми и согласованные установленным порядком: по правовому использованию (распоряжению, контролю), по назначению (функции, режиму), по месту, по виду воздействия; по объему (по иной адекватной мере).
Компенсации применяются в отношении регламентирующих, программных, планировочных решений и хозяйственной деятельности.
Иногда понятие экологических компенсаций сводится к компенсационным платежам, возмещению ущерба, вреда окружающей среде. Это искусственное ограничение, вытекающее из смешения природоохранительного, гражданского и экологического права.
В экологической оценке компенсация элементов природы не рассматривается исключительно как компенсация ресурса, собственности и недвижимости, а также как компенсация нормативных и сверхнормативных физических, химических и биологических воздействий. Вопрос об экологической компенсации имеет под собой иные источники норм и основания.
В новых социально-экономических условиях наиболее последовательно развиваются формы прямых экономических компенсаций, связанных с утратой природных ресурсов, загрязнением среды по нормативам качества и воздействий, необходимостью восстановительных работ. Другие возможные формы компенсаций пока не имеет достаточной нормативной базы, поэтому только отметим их.
1. Любая хозяйственная деятельность связана с пользованием средой и воздействием на нее.
1.1. Хотя, ранее действовавшее положение Конституции СССР о том, природа – достояние всех людей, в Конституцию РФ не вошло, это не исключает справедливости применения рентной платы или иного вида возврата части дохода хозяйствующего субъекта обществу и тем лицам, группам лиц для которых среда воздействия деятельности является средой жизнедеятельности.
1.2. Кроме того, загрязнитель отчуждает от своей собственности загрязняющие вещества в «пользу» других лиц. Поскольку «польза» сомнительна, то справедливо компенсировать вмененную «обязанность» ею пользоваться, даже в тех случаях, когда природоохранные нормативы воздействия остаются в норме.
1.3. В экологических оценках среда воспринимается как экосистема и компенсации должно подлежать (если это допустимо) снижение биоразнообразия, утрата в комплексах популяционных, репродуктивных и иных экологических функций экосистемы.
2. Экологическая компенсация может рассматриваться и как компенсация со стороны инициатора реально и потенциально экологической опасной деятельности лицам, на которых эта опасность распространяется. Такая компенсация предусмотрена статьей 454 ГК РФ и в чрезвычайных обстоятельствах используется.
3. В рамках существующего законодательства наиболее реально использование экологических компенсаций определенному сообществу, отдельным лицам в период согласования деятельности. Вопрос об экологических компенсациях может быть поставлен, например, в отношении потери разведанных общераспространенных ископаемых, тех регламентаций, которые устанавливаются органами местного самоуправления, в связи с намечаемым с изменением условий жизнедеятельности, нормируемых качественных характеристик окружающей среды, в том числе, например, градостроительных характеристик придомовых территорий, санитарно-гигиенических условий проживания, связанных с ликвидацией или изменением режимов пользования природными и природно-антропогенными территориями.
4. Природопользование зачастую связано с пользованием не нормативного качества ресурса, например, при «заборе» воды из загрязненного источника с последующим сбросом очищенной воды или с пользованием территории, требующей реабилитации, санации.
В комплексе правовых нормативных регламентаций, сопровождающих внедрение региональных положений по ОВОС, разрабатываются отдельные правила об экологических компенсациях. Ниже даны рекомендации для возможного учета при разработке соответствующих положений.
Раздел о компенсациях готовится в составе материалов экологического обоснования и является одной из форм вариантной реализации намерения. Компенсационный вариант может предлагаться, если иные варианты, включая «нулевой», не устраивают заинтересованные стороны или если такое требование следует из действующих законов, норм, правил. В том числе, это имеет место в случаях предполагаемого изъятия природного ресурса, изменения его потребительной ценности, нарушения отдельных нормативов или ухудшения отдельных показателей в среде жизнедеятельности, при подготовке предложений по размещению объектов на сельскохозяйственных землях, озелененных территориях, на земельных участках, не предусмотренных принятым зонированием, градостроительной документацией, при прогнозируемых воздействиях на окружающую среду сверх допустимых нормативов и т.п.
Требования или условия компенсации ликвидируемых объектов охраны окружающей среды (например, участка ООПТ, объекта рекреации, закрепленного зонированием или проектом благоустройства, или элементов озелененных территорий) должны рассматриваться как требования или условия воспроизводства – создания новых, ранее не предусмотренных программой, планом, проектом, зонированием и градостроительной документацией отдельных территорий того же назначения и не меньших размеров.
Разрешенное в установленном порядке изменение режима пользования природной территории, ее застройка или ликвидация не исключают обязательности компенсации адекватного объема элементов биоценозов или создания объектов благоустройства. Заказчиком, разработчиком проекта может быть обоснована невозможность выполнения требований или условий по природоохранной компенсации и даны предложения градостроительной компенсации, предложена финансовая или социальная компенсация издержек намечаемой деятельности.
В тоже время не следует принимать компенсацию как «отступную» за невыполнение установленных законом нормативов, уничтожение природно-религиозных памятников, достопримечательностей и т.д. Не может быть принято в качестве компенсации материальное (денежное) возмещение вреда жителям при прогнозируемом нарушении предельно-допустимых нормативов воздействия, нормативов качества среды, санитарно-гигиенических условий проживания. С экологических позиций компенсацию следует рассматривать как предложения по реорганизации, по взаимозамене, без ухудшения, в целом – и на перспективу условий жизнедеятельности и природопользования.
При нарушении нормативов допустимого воздействия, качества среды, санитарно-гигиенических нормативов должны разрабатываться мероприятия по их обеспечению в согласованные сроки.
Не могут быть признаны компенсацией застраиваемых особо охраняемых природных территорий предложения по благоустройству, восстановлению участков из состава функционально определенных озелененных территорий независимо от их фактического состояния.
Выбор вида компенсации при пользованием ресурсом, уничтожении объекта охраны среды, зеленых насаждений (в натуральной или денежной форме) должен иметь под собой отдельно оформленное обоснование. Денежная компенсация может быть предпочтительней, если вред возмещается по отдельным элементам объекта при сохранении основных качеств целого (часть ресурса, газона, дерево, кустарник).
Компенсационные мероприятия, если выявляется необходимость в них, готовятся одновременно с разработкой основного замысла как часть условий и исходных данных, начиная от проекта предварительных экологических оценок, подготовки материалов по отводу земельного участка, при подготовке градостроительной документации. Выполнение компенсационных работ (мероприятий) должно оформляться Актом государственной приемки той же комиссии, что и по приемке основного объекта.
Контрольные вопросы к главе 5
В чем заключаются общие причины возникновения проблем с выполнением экологической оценки?
Поясните, каковы социальный и субъективный аспекты проблем, возникающих в связи с экологическими требованиями при ЭО?
В чем заключается суть нормативного подхода в экологических оценках, его преимущества и недостатки?
Поясните подходы и характеризуйте нормативы, применяемые различными «ведомственными» экспертизами, учитываемыми при ЭО.
Перечислите виды и основные критерии покомпонентных оценок, применяемых в рамках комплексной экологической оценки.
Что относится к экологическим факторам (факторам экологической оценки) и каковы их основные группы?
На чем основаны методы математического факторного анализа, применяемые в системе ЭО?
В чем заключаются метод экспертной оценки и процедуры учета мнения экспертов при выработке итогового заключения?
Что такое экологический риск и в чем принципиально заключается методология его оценки?
Какова методология оценки экологического вреда и ущерба, применяемая в системе ЭО?
Что такое «экологическая компенсация» и каково для нее значение (роль) экологической оценки?
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов