3.5. Государственная экологическая экспертиза
Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен статьей 14 ФЗ «Об ЭЭ», Положением утвержденным постановлением Правительства РФ [50], и конкретизирован по деталям Регламентом ГЭЭ, утвержденным приказом федерального специально уполномоченного на тот момент ведомства (Госкомэкологии России) [51].
Ряд вопросов организации, проведения и финансирования ГЭЭ регламентируются другими постановлениями Правительства Российской Федерации [52,53,54 и др.] и нормативными актами федеральных министерств и ведомств РФ [55,56,57,58,59,60,61,62 и др.].
Правовые положения по организации и проведению ГЭЭ определяют:
объекты государственной экологической экспертизы;
непосредственных участников (субъектов) организации и проведения ГЭЭ;
формы реализации основных принципов экологической экспертизы;
правила и порядок отнесения предплановой, предпроектной и проектной документации, обоснований лицензий и сертификатов к объектам ГЭЭ;
общие требования к составу материалов, представляемых на ГЭЭ;
порядок, основные требования к организации и проведению ГЭЭ;
порядок представления и рассмотрения обращений по вопросам организации и проведения ГЭЭ.
Государственную экологическую экспертизу организуют специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы (СУО). В качестве таковых, сегодня только Департамент ГЭЭ Министерства природных ресурсов и его территориальные подразделения имеют право и полномочия организовывать и проводить ГЭЭ. В зависимости от масштаба и характера намечаемой деятельности экспертиза проводится на федеральном уровне или уровне субъекта РФ (см. ст. 11 и 12 ФЗЭЭ-1995). Орган ГЭЭ формирует независимую экспертную комиссию, которая анализирует представленную на ГЭЭ документацию. Результатом государственной экологической экспертизы является заключение, которое может быть положительным или отрицательным, причем положительное заключение является одним из необходимых правовых условий для осуществления намечаемой деятельности.
Основания и условия проведения ГЭЭ. Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности проведения экологической экспертизы, она должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам на основании представления материалов в экспертизу. Косвенно, через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы прослеживается ещё одно основание для её проведения – решение соответствующего уровня государственного органа. При этом единственное прямое законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.
По Регламенту ГЭЭ она проводится на основании:
поручений Правительства Российской Федерации;
решений органов власти субъектов РФ (для территориальных органов);
указаний руководства МПР (преемник Госкомэкологии) России;
заявления заказчика материалов, подлежащих ЭЭ;
решения судебных органов соответствующей инстанции;
в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.
Статьи 11 и 12 закона [21] конкретизирует ряд случаев проведения повторной экологической экспертизы, но только по объектам, ранее получившим положительное заключение экспертизы. К ним относятся:
изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны ОС;
доработка объектов экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
внесение изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной ЭЭ и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечение срока действия положительного экспертного заключения.
Не менее важным для эколого-правовой практики является определение условий проведения экологической экспертизы, которые закреплены в Законе “Об экологической экспертизе” (ст. 14). Такими условиями являются: соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения ГЭЭ; наличие в составе представляемой документации материалов оценки воздействия объекта экспертизы на окружающую среду (ОВОС), необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов; материалов обсуждений объекта экспертизы с общественностью; предварительная оплата проведения государственной экологической экспертизы заказчиком документации, подлежащей экспертизе и др.
Непосредственными участниками-субъектами организации и проведения ГЭЭ, имеющими правомочия и ответственность в области экологической экспертизы, являются:
организатор ГЭ – специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы, принявший материалы объекта ГЭЭ для организации и проведения ГЭЭ;
экспертная комиссия ГЭЭ, образуемая организатором ГЭЭ;
заказчик объекта ГЭЭ;
органы исполнительной власти субъекта РФ, направившие письменные аргументированные предложения по объекту ГЭЭ или эксперта–наблюдателя для участия в заседаниях экспертной комиссии ГЭЭ;
территориальные органы общественного самоуправления; другие общественные организации и граждане, законные интересы которых непосредственно затрагиваются в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы и которые представили письменное аргументированные предложения по объекту ГЭЭ или заключение ОЭЭ.
Субъекты организации и проведения ГЭЭ имеют права, обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [21].
Заказчиком объекта ГЭЭ является юридическое или физическое лицо – инициатор намечаемой хозяйственной деятельности (его доверенное лицо), заказчик документации, представившие материалы объекта ГЭЭ на государственную экологическую экспертизу.
Организатором государственной экологической экспертизы являются МПР России или его Главные управления по субъектам РФ, в зависимости от отнесения объекта ГЭЭ к федеральному уровню или уровню субъекта Федерации. Непосредственно экспертизу организуют специализированные подразделения.
Организатор государственной экологической экспертизы обязан:
подтвердить заказчику ГЭЭ принадлежность и соответствие заявленных на ГЭЭ материалов (документации) объекту ГЭЭ;
образовать экспертную комиссию и организовать проведение оплаченной заказчиком ГЭЭ;
информировать органы местного самоуправления о проведении ГЭЭ по объектам экологической экспертизы, предполагаемым к реализации на соответствующей территории;
направлять органам власти, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по объекту экологической экспертизы, ответы комиссии ГЭЭ о рассмотрении этих предложений и об учете их в заключении ГЭЭ;
представлять средствам массовой информации, заинтересованным лицам по их запросам сведения о результатах проведения ГЭЭ;
информировать органы законодательной и исполнительной власти РФ, органы власти ее субъекта по их запросам о результатах проведения ГЭЭ;
при выявлении в процессе ГЭЭ нарушений природоохранного законодательства передавать соответствующие материалы правоохранительным органам или в государственные инспекции для решения вопросов о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях.
МПР России в соответствии со своими полномочиями:
осуществляет научное и методологическое обеспечение государственной экологической экспертизы;
осуществляет выборочную проверку организации и проведения ГЭЭ;
рассматривает разногласия, возникающие в процессе экологической экспертизы между специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы субъектов РФ.
МПР России вправе поручить организацию и проведение ГЭЭ по объекту федерального уровня.
Главное управление (ГУ) МПР России по субъекту федерации имеют полномочия, права и обязанности, определенными ст.8 Федерального закона «Об экологической экспертизе», обладают исключительным правом организации и проведения ГЭЭ (кроме объектов федерального уровня), а также могут реализовать права и полномочия субъекта Российской Федерации в области ГЭЭ, предоставленные ему установленным порядком.
ГУ МПР России осуществляют функции по организации и проведению ГЭЭ через свое подразделение, специализированное в области организации и проведения государственной экологической экспертизы.
Экспертная комиссия ГЭЭ непосредственно проводит экспертизу материалов ГЭЭ, руководствуясь правовыми, нормативными актами в области экологической экспертизы.
Экспертная комиссия образуется организатором ГЭЭ на основании требований статей 15 и16 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В зависимости от экологической значимости намечаемой деятельности (отнесения объекта ГЭЭ к классификационной группе) экспертные комиссии образуются как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) ГУ МПР России.
Органы местного самоуправления в части ГЭЭ:
получают от организатора ГЭЭ информацию об объекте экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах соответствующей территории города, о результатах проведения ГЭЭ или (и) результатах рассмотрения Заключений общественной экологической экспертизы;
направляют организатору ГЭЭ аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности и получает ответы по существу обращения;
вправе делегировать эксперта для участия в качестве наблюдателя в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории.
Граждане и общественные организации, чьи интересы затрагиваются реализацией объекта ГЭЭ, имеют право:
направлять организатору ГЭЭ аргументированные замечания и предложения по объекту экспертизы для их рассмотрения комиссий ГЭЭ;
получать ответы по существу своих обращений и по результатам проведения государственной экологической экспертизы.
Процедура или официально установленный порядок организации и проведения экологической экспертизы составляет основу этого экспертного процесса, включая в себя 5 стадий: назначение экспертизы и её организацию; сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации; формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности; представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его руководителем компетентного органа; разрешение споров и (при необходимости) проведение повторной экспертизы.
Принципиально то, что МПР России и его территориальные органы призваны заниматься организацией экспертизы, а её проведение в основном ложится на специалистов, обладающих научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу – внештатных экспертов, (хотя указанный орган вправе включать в состав экспертных комиссий своих штатных сотрудников).
Заключение, подготовленное экспертной комиссией после общественных слушаний или обсуждения в средствах массовой информации, утверждается руководителем (зам. руководителя) СУО, после чего приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы и становится обязательным для всех её участников.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным органом ГЭЭ экспертизы и теряет ее в случае: доработки объекта по замечаниям ранее проведенной экспертизы; изменения условий природопользования; реализации объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ ранее и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.
Лица и организации, не согласные с заключением государственной ЭЭ, вправе оспаривать его в судебном порядке, а также представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.
Подробно порядок организации и проведения ГЭЭ, требования к материалам объекта ГЭЭ даны в прил. 3 к настоящему Пособию.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов