1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
Требования процесса ОВОС направлены на подготовку экологически обеспеченного решения, удовлетворяющего совокупности законных требований его участников, экологическим требованиям. Соответствие документации экологическим требованиям – критерий выполнения принципов и правил ОВОС.
Материалы ОВОС градостроительной документации включают материалы предварительной экологической оценки, но в целом являются материалами предварительной экологической оценки для отдельных объектов, предусмотренных к реализации. Поэтому содержание материалов ОВОС градостроительной документации включает не только оценки прогнозируемых воздействий и последствий, но и экологические условия и требования к ведению дальнейшей (проектной) деятельности.
В ходе организации и проведении ОВОС заказчик решает следующие методические задачи:
определение правовых условий намечаемой деятельности;
формирование градостроительных, природоохранных, социальных, технических и экономических исходных данных и условий;
обоснование перечня значимых факторов для проведения ОВОС;
определение круга лиц, чьи интересы могут быть затронуты намечаемой деятельностью;
определение масштаба исследований ОВОС по значимым факторам;
определение уровня и категории документации по реализации намечаемой деятельности для согласований и экспертиз.
Масштаб, методы исследования планировочной градостроительной документации и градостроительной документации по застройке отличаются. Поскольку градостроительное планирование (генеральные планы, проекты планировок) связано, прежде всего, с задачами развития сложившихся поселений, то в материалах ОВОС существенным становится не только оценка данных о воздействиях по нормативам качества среды и нормативам допустимых воздействий, но и сравнение по задаче обеспечения позитивных тенденций в характеристиках окружающей среды, условий жизнедеятельности.
Генеральный проектировщик непосредственно организует работу по выполнению процедуры ОВОС, назначает ответственного по контролю выполнения технического задания на проведение ОВОС, координирует разработку и обмен информационных материалов по выполнению процедуры ОВОС.
Процесс ОВОС для экологически значимой намечаемой деятельности (разрабатываемой документации) включает четыре основных этапа:
1. Подготовка материалов замысла, целей, основных направлений градостроительной деятельности (декларации, уведомления) и предварительной (экологической) оценки.
2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду параллельно с разработкой документации по возможным вариантам реализации намечаемого плана, согласование материалов.
3. Общественное обсуждение проекта документации по возможным вариантам реализации, результатов исследований по оценкам воздействий и возможных последствий (проекта материалов ОВОС).
4. Организация и проведение государственных экспертиз, организация и проведение ГЭЭ по материалам документации.
Требования, изложенные в Положении об ОВОС, носят общий характер. Градостроительная деятельность имеет свою специфику и с учетом этой специфики предлагается следующая детализация проведения ОВОС для градостроительной деятельности:
1-ый этап.
1.А. Изучение предварительных правовых, градостроительных, социально-экономических и иных условий реализации градостроительной деятельности, вариантная разработка целей, задач и предпроектных предложений по основным направлениям градостроительного развития, подготовка заказчиком Декларации (уведомления) и проекта предварительной оценки воздействий на окружающую среду (ПЭО);
1.Б. Общественное обсуждение предпроектных предложений и проекта ПЭО, их согласование, доработка, утверждение заказчиком основных направлений и технического задания на проведение ОВОС3;
1.В.Получение заключений государственных органов контроля и надзора на материалы предварительной экологической оценки, согласование категории экологической значимости намечаемой деятельности, условий организации и проведения государственных экспертиз.
2-ой этап - проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду, подготовка проекта материалов ОВОС параллельно с разработкой градостроительной документации по возможным вариантам реализации намечаемого плана, согласование материалов.
3-ий этап.
3.А. Общественное обсуждение проекта документации по возможным вариантам реализации, результатов исследований по оценкам воздействий и возможных последствий (проекта материалов ОВОС) основных положений проекта градостроительной документации по возможным вариантам ее реализации;
3. Б. Выбор заказчиком варианта реализации целей градостроительного развития территории, доработка документации и ее утверждение, включая утверждение материалов ОВОС.
4-ый этап
4.А.Организация и проведение государственных экспертиз;
4.Б. организация и проведение ГЭЭ по материалам градостроительной документации.
Рассмотрим более подробно и прокомментируем каждый из этапов.
Первый этап – подготовка и документирование замысла, основных направлений градостроительного развития, материалов ПЭО по их реализации. Этап соответствует стадии формирования технического задания на разработку градостроительной документации.
Цель: определить основные направления и решения намечаемой градостроительной деятельности, возможность и условия разработки документации, получить общественную поддержку, условия и согласования по масштабу проведения ОВОС, включая определение намерения проведения общественной экологической экспертизы, согласование уровня проведения и требований ГЭЭ.
На современном этапе основная часть исходных данных первого этапа по градостроительной деятельности содержится в документации более высокого уровня, материалов исследований по территории, результатов мониторинга, контроля, предшествовавших экспертиз. Имеющиеся условия и данные следует систематизировать, документировать и наложить на них новые предложения развития.
Исходная информация в части данных государственного экологического мониторинга, прогнозов по природным ресурсам должна представляться структурами МПР России, окружными, территориальными государственными органами управления.
Органы государственного управления в установленном порядке представляют также материалы ранее разработанной градостроительной документации, необходимой для учета в разработке проекта, информацию о федеральных, окружных, территориальных, отраслевых экологических и иных программах и планах.
Подготовка проекта ПЭО включает выявление и выделение значимых факторов для проведения ОВОС, в том числе предварительное определение объектов (решений) целевого отдельного проведения ОВОС.
Обязательные участники первого этапа:
- заказчик;
- генеральная проектная организация;
- специально уполномоченный государственный орган архитектуры и градостроительства;
- орган (органы) местного самоуправления территории города;
- органы управления природными ресурсами;
- владельцы сетей и сооружений инженерного обеспечения.
(Правовым актом субъекта Федерации или органа местного самоуправления может быть определена специально уполномоченная организация по оказанию помощи генеральному разработчику в подготовке предпроектных предложений и проекта ПЭО. Целесообразным является определение в качестве такой организации структуры территориального органа архитектуры и градостроительства).
На этапе 1А заказчик:
формулирует цели, задачи, правовую допустимость, иные обоснования разработки градостроительной документации;
формулирует основные (желаемые) решения по намечаемой деятельности, с участием специализированных организаций или по имеющимся базам данных готовит информацию по значимым планировочным и иным решениям, реализация которых будет связана с воздействием на среду, по характеристикам состояния окружающей среды, которая будет затрагиваться намечаемой деятельностью;
предварительно (на уровне экспертных оценок и по предварительным согласованиям) оценивает варианты, технические условия, финансовые потребности, возможности, прогнозируемые изменения воздействий и последствий для окружающей среды и условий жизнедеятельности населения по разумным альтернативам реализации целей;
исследует экологические факторы намечаемой деятельности, предварительно обосновывает перечень значимых факторов, пределы и масштаб предстоящих исследований;
предварительно (на уровне экспертных оценок) оценивает ожидаемый результат деятельности по экологически значимым факторам;
формулирует меры и мероприятия по предотвращению возможных негативных последствий реализации градостроительной деятельности, компенсационные мероприятия, условия мониторинга и послепроектного контроля (аудита);
проводит предварительные консультации для уточнения участников процесса формирования технических условий, определения участников проведения общественных обсуждений намечаемой деятельности;
готовит обоснование отнесения намечаемой деятельности к категории экологической значимости, обоснование стадийности проектных работ, определяет необходимость проведения отдельных процедур ОВОС по значимым планировочным и иным решениям, предложения о категории ГЭЭ комплекта разрабатываемой градостроительной документации.
По итогам этапа 1.А. заказчик готовит материалы проекта ПЭО в составе:
декларация (уведомление) о намечаемой деятельности (заказчик, цели, задачи, место, вид документации);
пояснительная записка по намечаемой деятельности (предпосылки, условия, … и основные направления);
иллюстративный материал;
проект ПЭО для публичного обсуждения;
проект технического задания на ОВОС;
В настоящих рекомендациях термин "декларация (уведомление)" используется для обозначения той части замысла заказчика, которые целесообразны для первого общественного обсуждения намечаемой деятельности. В ходе первого этапа заказчик использует также формы ходатайств, обращений, запросов, устанавливаемые правовыми нормативными актами для предпроектной стадии намечаемой деятельности государственными и местными органами власти и управления.
Материалы "декларация", "пояснительная записка", "проект предварительной экологической оценки" могут быть совмещены в один документ.
Неопределенные характеристики, данные, условия выделяются отдельным разделом. Отдельным разделом рекомендуется выделять также информацию ограниченного доступа (схемы сетей и т.п.), предварительные экологические оценки пригородных и иных зон, вне поля компетенции заказчика и разработчика градостроительной документации.
На этапе согласования замысла и условий его реализации необходимо выделить и согласовать отдельным разделом проблемные вопросы состояния территории, которые не могут быть решены разработчиком градостроительной документации, градостроительной планировкой, не решаются задачами градостроительной деятельности.
Этап 1.Б – обсуждение, согласование и утверждение материалов проекта ПЭО
Обязательные участники этапа 1.Б:
заказчик;
генеральная проектная организация;
органы местного самоуправления территории города;
заинтересованные граждане;
общественность4;
представители предприятий и организаций, чьи интересы могут быть затронуты предлагаемыми градостроительными решениями.
На этапе 1.Б заказчик представляет органам местного самоуправления пояснительную записку, иллюстративный материал, проект ПЭО, проект ТЗ на проведение ОВОС, организует их обсуждение.
Органы местного самоуправления готовят заключения по представленным материалам, предложения по требуемым согласованиям, получению дополнительных условий, по масштабу ОВОС, организации общественных обсуждений.
Решение органов самоуправления о согласовании материалов проекта ПЭО может быть дано до или после получения технических условий, но принимается после общественного обсуждения материалов.
В органы контроля и надзора для получения заключения и условий рекомендуется направлять утвержденный материал ПЭО.
Заказчик согласовывает с органами местного самоуправления организацию обсуждения подготовленных материалов, публикует информации о намечаемой деятельности.
Целесообразным является организация общественных обсуждений материалов проекта разработки генерального плана города по каждой из территорий, которая имеет орган местного самоуправления.
Информация дается в официальных изданиях органов власти соответствующего уровня, включает указание времени и места возможного ознакомления с материалами проекта ПЭО, в том числе с проектом ТЗ на ОВОС, указание времени и месте их публичного обсуждения. Публикация должна быть дана не менее чем за 30 дней до даты проведения общественных обсуждений.
В случае если общественные организации, расположенные на территории предполагаемой деятельности, проявили интерес к намечаемой деятельности, то им направляется адресная информация о времени и месте общественных слушаний.
В обязательном порядке адресная информация о времени и месте общественных слушаний направляется на предприятия и в организации, чьи интересы могут быть затронуты предлагаемыми градостроительными решениями.
Орган местного самоуправления совместно с заказчиком проводит общественное обсуждение материалов проекта ПЭО. Обсуждение оформляется протоколом, в котором фиксируются общественное мнение, вопросы и условия реализации намечаемой деятельности со стороны его участников, в том числе конфликтные ситуации, проблемы районов, домовладений.
Протокол заверяется должностным лицом органа местного самоуправления.
По результатам общественного обсуждения материалов проекта ПЭО необходимо выяснить намерение общественных организаций на проведение общественной экологической, независимой градостроительной экспертиз, зафиксировать решение протоколом.
По результатам этапа 1.Б. уточняется выбор приоритетного варианта намечаемой деятельности, основных проектных решений, масштаб исследований по оценке воздействия. Материалы проекта ПЭО дорабатываются (дополняются).
Органы местного самоуправления дают заключения на материалы проекта ПЭО.
Заказчик совместно с органами местного самоуправления решают вопросы:
необходимости выполнения отдельных исследовательских и (или) проектных работ;
выделение перечня стоек, реализация которых нецелесообразна до завершения работ по градостроительной документации;
согласования предварительного отвода земельных участков для целей реализации градостроительной деятельности;
согласования информации ограниченного доступа (схемы сетей и т.п.);
согласования перечня вопросов развития территории, которые не могут быть решены разработчиком градостроительной документации, градостроительной планировкой, не решаются задачами градостроительной деятельности;
принимают другие необходимые решения.
Этап 1.Б завершается утверждением заказчиком материалов ПЭО, включая утверждение перечня экологически значимых факторов намечаемой деятельности, технических заданий на разработку документации и проведение исследований по оценке воздействия, на подготовку проекта материалов ОВОС.
Техническое задание должно указывать необходимость проведения ОВОС по отдельным проектным решениям, необходимость и темы промежуточных обсуждений хода разработки документации.
Этап 1.В – получение заключений государственных органов контроля и надзора на материалы предварительной экологической оценки.
В соответствии с региональным положением об ОВОС или иным установленным порядком, пояснительная записка на разработку градостроительной документации, иллюстративный материал, утвержденный материал ПЭО, материалы их общественных обсуждений направляются в органы контроля, надзора.
Органы контроля и надзора обязаны подготовить заключения на представленные материалы, согласовать категорию значимости намечаемой деятельности, необходимость и последовательность организации государственных экспертиз отдельных частей градостроительных решений (проектов, схем), условий организации и проведения государственных экспертиз документации в целом.
Государственные органы контроля и надзора могут поставить дополнительные условия по масштабу проведения исследований по ОВОС, на разработку документации.
Второй этап - проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду, подготовка проекта материалов ОВОС выполняется параллельно с разработкой градостроительной документации по возможным вариантам реализации намечаемого плана.
Работы по 2-му этапу включают:
исследование всех групп экологических факторов намечаемой деятельности и окружающей среды по возможным вариантам реализации намечаемого плана;
определение планировочных, структурных, технических, организационных и иных мероприятий предотвращающих, смягчающих и уменьшающих негативные воздействия на среду;
сравнение исходного состояния ситуации по всем факторам окружающей среды с ожидаемым по результатам намечаемой деятельности;
оценку значимости остаточных воздействий и их последствий;
разработку мероприятий, обеспечивающих гарантии планируемых решений и прогноза оценок;
разработку раздела (программы) экологического мониторинга, актуализации и контроля планов на всех стадиях их реализации.
Условия, ограничения и рекомендации предпроектной стадии уточняются и развиваются в процессе выполнения процедуры «Оценки воздействия на окружающую среду», разработки технико-экономического обоснования основных проектных решений, проведения дополнительных инженерно-экологических изысканий, планировочных и расчетных работ.
В ходе 2 этапа рекомендуется проведение промежуточных, дополнительных обсуждений разработки документации, обоснования вариантов с заинтересованными лицами. Обсуждения с заинтересованными организациями оформляются протоколами, договорами, техническими условиями.
Заказчик обеспечивает представление исходных данных для выполнения ОВОС, оказывает содействие при проведении обследований, аналитических, изыскательских и проектных работ.
Материалы ОВОС разрабатываются с учетом прогнозов по природным ресурсам, которые представляются структурами МПР России, окружными, территориальными государственными органами управления.
Заказчик, органы государственного управления в составе исходных данных в установленном порядке представляют материалы федеральных, окружных, территориальных, отраслевых экологических и ресурсных Программ и планов, необходимых для учета в разработке ГСД.
Исследования состояния окружающей среды, проведение расчетов и моделирование экологических процессов должны осуществляться на основе методов и методик, сертифицированных органами МПР России и Госсанэпидемнадзора Российской Федерации.
Используемые данные должны содержать ссылки на источник информации, оценки корректности данных.
Результирующие расчетные и прогнозные показатели состояния среды, ожидаемые при реализации разработанной градостроительной документации, служат одним из обоснований допустимости и возможности ее реализации. Помимо раздела «ООС», показатели исходного и прогнозного состояния окружающей среды отражаются и в других самостоятельных разделах проекта, а в обобщенном виде - в материалах ОВОС для их комплексного восприятия при согласовании и экспертизе.
Второй этап завершается подготовкой всех материалов, разделов, требуемых для данного вида градостроительной документации в форме их проектов, согласованных установленным порядком. В части проведения ОВОС по результатам четвертого этапа оформляется проект материалов ОВОС намечаемой градостроительной деятельности.
При наличии проектных решений, требовавших проведения целевых исследований по ОВОС и ГЭЭ по соответствующей документации, IV этап реализуется последовательно в соответствии с ранее согласованным планом организации и проведения ГЭЭ. По каждому из объектов проведения исследований по ОВОС (при их наличии), требующих организации и проведения ГЭЭ, оформляются отдельные проекты материалов ОВОС.
Третий этап – общественное обсуждение проекта градостроительной документации, результатов исследований по оценкам воздействий и возможных последствий.
Обязательные участники третьего этапа:
заказчик;
генеральная проектная организация; органы местного самоуправления территории города;
заинтересованные граждане;
общественность;
представители предприятий и организаций, чьи интересы затрагиваются предлагаемыми градостроительными решениями.
Этап 3.А – обсуждение.
Обсуждение проводится с целями информирования заинтересованных лиц, граждан, общественности о принятии или не принятии их предложений, условий по намечаемой деятельности, информировании об оценках воздействий и последствий от намечаемой деятельности.
На обсуждение готовятся пояснительная записка и иллюстративный материал в объеме, необходимом для обсуждения.
Пояснительная записка и иллюстративный материал должны отражать потребности и интересы заинтересованных лиц, быть представлены в терминах и форме понятных для них - в форме «резюме не технического характера».
Состав материалов ОВОС в необходимом объеме отражается в пояснительной записке и в иллюстративном материале.
Порядок информирования об обсуждении проекта документации и проекта материалов ОВОС аналогичен порядку второго этапа и конкретизируется решениями местных органов власти.
Обсуждения оформляются протоколами, в которых фиксируются общественной мнение, вопросы, предложения по документации и по условиям реализации намечаемой деятельности. Протокол заверяется должностным лицом органа местного самоуправления.
Этап 3.Б. - выбор заказчиком варианта реализации целей градостроительного развития территории, доработка документации и ее утверждение, включая утверждение материалов ОВОС.
Этот этап выделяется с учетом сложности и комплексности градостроительных решений, необходимости, как правило, задания заказчика на доработку материалов по результатам общественных обсуждений, необходимости подготовки комплекта документации для организации и проведения государственных экспертиз, включая оформление протокола общественных обсуждений и подготовку ответов заказчика по возражениям участников обсуждения.
По результатам третьего этапа проект градостроительной документации, проект материалов ОВОС утверждаются заказчиком.
Результаты проведения ОВОС оформляются в виде материалов ОВОС, содержащих вывод заказчика о выполнении всех экологических условий, о допустимости по экологическим требованиям прогнозируемого воздействия и реализации документации.
Четвертый этап - организация и проведение государственных экспертиз (согласований), организация и проведение ГЭЭ по материалам градостроительной документации (см. часть 3 Пособия).
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов