logo
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России

В российской терминологии термин «экологическая оценка» связан с понятием «экологические требования», введенным ФЗ «Об ООПС» в 1991 году. В законе «Об ООС» в редакции 2002 года отмеченные термины не используются, однако, понятие «экологических требований» пока сохраняется в ФЗ «Об ЭЭ». Оба термина предлагаются в настоящем Пособии, поскольку, по мнению его авторов, наиболее точно характеризуют оценки экологических подходов. Термин «экологическая оценка» принят в международной практике, пользуется в ряде актов международных организаций, а также в специальной литературе.

Одно из определений этого понятия приводится в отчете российских и международных экспертов по результатам исследования, выполненного под руководством Конрада фон Риттера и Владимира Циркунова [27]: экологическая оценка (ЭО) – это процесс систематического анализа и оценки экологических и связанных с ними социальных и иных последствий намечаемой деятельности, а также учет результатов этого анализа до принятия решения об осуществлении данной деятельности. В Директиве Всемирного Банка используется понятие «предварительная экологическая оценка» для обозначения оценки прединвестиционной стадии 28.

В РФ процесс исследования воздействий намечаемой деятельности и их последствий ведется последовательно и структурно включает в себя две подсистемы: оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ), а термин ЭО используется для обозначения специальных экологических требований, для оценок, связанных с экологическими аспектами намечаемой деятельности.

Поэтому в российской практике термин ЭО следует понимать в следующем определении: экологическая оценка – общий термин определения специальных требований, организационной системы и процесса выявления, учета, анализа и оценки состояния среды, воздействий на окружающую среду намечаемой деятельности, экологических, социальных и иных последствий этих воздействий на окружающую среду, а также учета результатов этого анализа и оценок в принятии решений по осуществлению данной деятельности.

Подсистемы экологической оценки в России формировались в структуре органов государственной экологической экспертизы, но на начальном этапе имели самостоятельное значение и исторически, их правовые нормативные положения выражены раздельно. Процесс ОВОС – это исследование воздействий и последствий, что является принадлежностью работ заказчика. ГЭЭ – подсистема государственного контроля, не участвующая в процессе таких исследований.

Источником права ГЭЭ являются федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 1995 года [21], а требований оценки воздействия на окружающую среду – Положения об ОВОС в Российской Федерации от 2000 года [29].

К настоящему времени наблюдаются тенденции к их правовому и организационному сближению и согласованию. Как отмечалось выше федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 2002 г. включил в свое содержание оба механизма отдельной главой. [25, ст.1]. «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» 30 рассматривает эти две подсистемы как единую национальную процедуру оценки воздействия. В преамбуле Положения «Об ОВОС в РФ» указывается, что оно принято в «целях реализации ФЗ «Об ЭЭ» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы…». Контроль реализации Положения возложен на Управление ГЭЭ. Таким образом, проведение ОВОС по правовым основания в настоящее время относится к области экологической экспертизы.