logo
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз

Экологическая экспертиза в утилитарном плане, как механизм превентивной проверки и контроля обоснованности и допустимости реализации хозяйственных намерений природопользования, существует со времени формирования самого понятия «природопользование».

Существенно для понимания особенностей экологических требований, организации ЭЭ, для понимания проблем ее развития, что такой механизм в отношении охраны природы (прежде всего леса и водных объектов, с учетом их жизненно важной значимости для общества в целом) во все времена не ограничивался созданием и правами специальных органов и включал в той или иной форме участие граждан, общественности.

Экологическая экспертиза в современном понимании, более емкая категория и законодательно закрепленная процедура, итог развития форм превентивного контроля природопользования, отражающая принципиально новые возможности общества и осознание проблем природоохраны как комплекса взаимосвязанных проблем в сфере, которую мы теперь обыденно и привычно называем экологической.

Ввиду исключительности экологических проблем экологическая экспертиза, соответствующие процедуры в формах характерных и отличных для каждой страны используются во всех развитых странах.

Развитие системы экологической экспертизы в России пережило ряд трансформаций, познавательных для оценки значения, перспектив развития экологической экспертизы, соотношения государственной и общественной экологических экспертиз.

Экологический подход в анализе состояния и тенденций ОС, метод экологического анализа складывающейся ситуации были предложены не в кругу специалистов природоохраны или отраслевых наук, а учеными, работавшими по кардинальным общенаучным проблемам, на стыке естествознания, философии, экономики и социологии. Именно они обратили внимание и сформулировали необходимость подчинить контролю всеобщего интеллекта, общества в целом экологические последствия неограниченной свободы предпринимательства и «технико-экономической инициативы» [63], обратили внимание на обострение противоречий между предпочтениями и стереотипами потребительского общества, урбанизацией и ограниченностью природных ресурсов, потенциала территорий, на возможные катастрофические последствия экологического кризиса.

Разработка первых правовых норм в области экологической экспертизы не связывалась исключительно с задачами создания государственного института ГЭЭ. Идея создания в России независимой по принадлежности и экологической по предмету, а также цели экспертизы формировались объективно, с разных сторон, но, прежде всего, была стимулирована научной интеллигенцией и экологической общественностью в связи с предложениями по строительству новых каскадов гидростанций и водохранилищ, недоверием государственным экспертизам, возможной катастрофической опасности реализации новых «проектов века».

Созданию ГЭЭ предшествовала организация и проведение общественных и общественно научных экологических экспертиз. Первые экологические экспертизы в СССР проводились в середине 80-х годов, как социальный заказ, непосредственно научной общественностью и под контролем творческих союзов писателей и кинематографистов, прессы (проекты строительства канала «Волга-Чограй» в Калмыкии, Катуньской ГЭС на Алтае, переброски части стока северных и сибирских рек, строительства Ростовской АЭС и другие).

Результаты общественно-научных экспертиз имели большой резонанс, подтвердили опасность сохранения монополии ведомственных экспертиз. В 1988 году решением директивных органов было предложено организовывать и проводить государственные экологические экспертизы по важнейшим объектам. Именно прямое участие в первых экологических экспертизах общественности, привлечение ученых-экспертов, предопределило принципы организации и проведения экологических экспертиз, основы построения, подчиненности и организации работы структур ГЭЭ.

В проекте первого варианта закона об экологической экспертизе (1991 г.) ее авторы предлагали три основных вида экологической экспертизы, ориентируясь на потребности различных и реальных потребителей ее результатов: государственной; коммерческой и общественной.

В ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (статья 39) [25] отмечалась возможность организации общественной экспертизы не только общественными организациями, но и научными коллективами, то есть, предусматривалась возможность организации общественно-научной экологической экспертизы, устанавливалась компетенция органов местного самоуправления (статья 10) на организацию экологической экспертизы. Результаты перечисленных экспертиз могли иметь те же правовые последствия, что и ГЭЭ.

В действующем природоохранительном законодательстве закрепились два вида экологической экспертизы: ГЭЭ и ОЭЭ.