logo
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»

Положения «Об ОВОС» в редакции 1994 и 2000 годов готови­ лись в различных условиях, разными группами авторов и имеют принципиальные отличия, важные для понимания современных вопросов развития экологической оценки в России.

1. Первое Положение закрепляло цели, принципы и задачи проведения ОВОС. Авторы Положения в редакции 2000 года от­ мечали задачи приведения положения в соответствие с ФЗ «Об ЭЭ», необходимость регламентировать элементы процесса ОВОС, установить четкую процедуру участия общественности в оценке воздействия.

2. В приказе об утверждении Положения «Об ОВОС» в редак­ ции 1994 года отмечалось, что оно вводится «в целях реализации статьи 41 ФЗ «Об ООПС», подготовки к выполнению ... междуна­ родной Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Положение «Об ОВОС в РФ» в ре­ дакции 2000 года утверждено «...в целях реализации ФЗ «Об ЭЭ» в части установления единых правил организации и проведения ГЭЭ...».

3. По Положению 1994 года заказчик обязан был выполнить ОВОС, а материалы оформить для экологически значимой наме­ чаемой деятельности, проекты по которой являются объектом ГЭЭ (п.п. 1.3; 1.4; 1.7; 5.1). «Для объектов, не вошедших в пере­ чень (то есть для экологически не значимых и не являющихся объек­ тами ГЭЭ), заказчик должен сделать вывод о допустимости пред­полагаемого воздействия на окружающую среду».

В новом Положении об ОВОС указывается, что «Оценка воз­действия ... проводится ... для ... деятельности, обосновываю­щая документация которой подлежит экологической экспертизе» (п. 1.3).

Практически Положение укрепило принцип всеобъемлющей ГЭЭ, а учет требований дифференцированного подхода отразило в возможности «упрощения» процесса ОВОС (п. 3.3.3).

4. Упомянутая выше статья 41 ФЗ «Об ООПС» определяла эко­логические требования при размещении предприятий, сооруже­ ний и иных объектов (предпроектная стадия разработки доку­ ментации).

Новое Положение прямо увязывает объекты ОВОС и ГЭЭ, требует выполнения строго регламентированного полного цикла ОВОС, включающего проведение исследований по оценке воз­ действия намечаемой деятельности, ее общественного обсужде­ ния. В свою очередь, ФЗ «Об экологической экспертизе» ориенти­ рован на экспертизу проектов деятельности и требует представ­ ления завершенных материалов ОВОС.

В целом сформированная увязка перечисленных требований укрепила ориентацию экспертизы на завершенные проекты.

5. Положение 1994 года предусматривало ограничение масшта­ ба исследований по содержательным основаниям и допускало возможность прекращения процесса ОВОС. Новое Положение не оговаривает возможность прекращения процесса ОВОС.

6. По Положению 1994 года результат проведения ОВОС опре­ делялся как «вывод заказчика о допустимости воздействия наме­ чаемой им деятельности...» (п. 1.5).

В новом Положении об ОВОС введено понятие «процедуры ОВОС», под которой понимается проведение этапов процесса ОВОС инициатором деятельности и государственной экспертизы подготовленной документации. То есть проведение ОВОС завер­ шается заключением ГЭЭ.

7. Положение 1994 года содержало федеральный перечень «ви­дов и объектов хозяйственной деятельности», обязательных для проведения ОВОС, который предлагалось дополнить по «целе­сообразности» решениями органов исполнительной власти субъек­тов РФ (п. 1.3).

Положение в редакции 2000 года представляет субъектам фе­ дерации возможность «упрощения процесса ОВОС» в зависимости от вида намечаемой деятельности.

8. В части участия общественности положение 1994 года указы­ вало, что инициатор деятельности (заказчик с участием разра­ ботчика) при проведении ОВОС обязан «осуществить широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможности реализации намечаемой деятельности (п. 4.1), ... провести обще­ ственные слушания или обсуждения в средствах массовой инфор­ мации проектных и иных предложений... (п. 5.2)».

По Положению 2000 года материалы предпроектных стадий представляются в порядке информации (п. 3.1), оценки по ним должны учитываться.

9. Цель организации ОВОС по Положению 1994 года связыва­ лась с «выявлением и предупреждением последствий, неприемле­ мых для общества» (п. 1.2). Критерии оценки отражены также в определении ОВОС как «процедуры учета экологических требо­ваний законодательства РФ при подготовке и принятии решений...» (п. 1.1).

В редакции 2000 года Положение рассматривает ОВОС как «процесс, способствующий принятию экологически ориентирован­ ного управленческого решения... посредством определения возмож­ ных неблагоприятных воздействий, оценки экологических послед­ ствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьше­ нию и предотвращению воздействий» (п. 1.1).

По новому Положению «целью проведения ОВОС является предотвращение и смягчение воздействий этой деятельности на окружающую среду» (п. 1.2). То есть Положение об ОВОС в редак­ции 2000 года исключило прямые критерии цели и результата процесса ОВОС.