4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
Положения «Об ОВОС» в редакции 1994 и 2000 годов готови лись в различных условиях, разными группами авторов и имеют принципиальные отличия, важные для понимания современных вопросов развития экологической оценки в России.
1. Первое Положение закрепляло цели, принципы и задачи проведения ОВОС. Авторы Положения в редакции 2000 года от мечали задачи приведения положения в соответствие с ФЗ «Об ЭЭ», необходимость регламентировать элементы процесса ОВОС, установить четкую процедуру участия общественности в оценке воздействия.
2. В приказе об утверждении Положения «Об ОВОС» в редак ции 1994 года отмечалось, что оно вводится «в целях реализации статьи 41 ФЗ «Об ООПС», подготовки к выполнению ... междуна родной Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Положение «Об ОВОС в РФ» в ре дакции 2000 года утверждено «...в целях реализации ФЗ «Об ЭЭ» в части установления единых правил организации и проведения ГЭЭ...».
3. По Положению 1994 года заказчик обязан был выполнить ОВОС, а материалы оформить для экологически значимой наме чаемой деятельности, проекты по которой являются объектом ГЭЭ (п.п. 1.3; 1.4; 1.7; 5.1). «Для объектов, не вошедших в пере чень (то есть для экологически не значимых и не являющихся объек тами ГЭЭ), заказчик должен сделать вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду».
В новом Положении об ОВОС указывается, что «Оценка воздействия ... проводится ... для ... деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе» (п. 1.3).
Практически Положение укрепило принцип всеобъемлющей ГЭЭ, а учет требований дифференцированного подхода отразило в возможности «упрощения» процесса ОВОС (п. 3.3.3).
4. Упомянутая выше статья 41 ФЗ «Об ООПС» определяла экологические требования при размещении предприятий, сооруже ний и иных объектов (предпроектная стадия разработки доку ментации).
Новое Положение прямо увязывает объекты ОВОС и ГЭЭ, требует выполнения строго регламентированного полного цикла ОВОС, включающего проведение исследований по оценке воз действия намечаемой деятельности, ее общественного обсужде ния. В свою очередь, ФЗ «Об экологической экспертизе» ориенти рован на экспертизу проектов деятельности и требует представ ления завершенных материалов ОВОС.
В целом сформированная увязка перечисленных требований укрепила ориентацию экспертизы на завершенные проекты.
5. Положение 1994 года предусматривало ограничение масшта ба исследований по содержательным основаниям и допускало возможность прекращения процесса ОВОС. Новое Положение не оговаривает возможность прекращения процесса ОВОС.
6. По Положению 1994 года результат проведения ОВОС опре делялся как «вывод заказчика о допустимости воздействия наме чаемой им деятельности...» (п. 1.5).
В новом Положении об ОВОС введено понятие «процедуры ОВОС», под которой понимается проведение этапов процесса ОВОС инициатором деятельности и государственной экспертизы подготовленной документации. То есть проведение ОВОС завер шается заключением ГЭЭ.
7. Положение 1994 года содержало федеральный перечень «видов и объектов хозяйственной деятельности», обязательных для проведения ОВОС, который предлагалось дополнить по «целесообразности» решениями органов исполнительной власти субъектов РФ (п. 1.3).
Положение в редакции 2000 года представляет субъектам фе дерации возможность «упрощения процесса ОВОС» в зависимости от вида намечаемой деятельности.
8. В части участия общественности положение 1994 года указы вало, что инициатор деятельности (заказчик с участием разра ботчика) при проведении ОВОС обязан «осуществить широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможности реализации намечаемой деятельности (п. 4.1), ... провести обще ственные слушания или обсуждения в средствах массовой инфор мации проектных и иных предложений... (п. 5.2)».
По Положению 2000 года материалы предпроектных стадий представляются в порядке информации (п. 3.1), оценки по ним должны учитываться.
9. Цель организации ОВОС по Положению 1994 года связыва лась с «выявлением и предупреждением последствий, неприемле мых для общества» (п. 1.2). Критерии оценки отражены также в определении ОВОС как «процедуры учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений...» (п. 1.1).
В редакции 2000 года Положение рассматривает ОВОС как «процесс, способствующий принятию экологически ориентирован ного управленческого решения... посредством определения возмож ных неблагоприятных воздействий, оценки экологических послед ствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьше нию и предотвращению воздействий» (п. 1.1).
По новому Положению «целью проведения ОВОС является предотвращение и смягчение воздействий этой деятельности на окружающую среду» (п. 1.2). То есть Положение об ОВОС в редакции 2000 года исключило прямые критерии цели и результата процесса ОВОС.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов