logo
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

Особенности эо Канаде

Канада является федеральным государством, где полномочия в области экологической оценки и управления охраной окружающей среды четко разделены между федеральными и провинциальными/территориальными (в дальнейшем «региональными») органами власти. Система ЭО Канады – это согласование по формуле «снизу-вверх». Во всех провинциях Канады функционируют системы ЭО. Именно провинции являются инициаторами разработки и принятия законодательства в области ЭО. Например, Закон об экологической оценке провинции Онтарио был принят в 1975 г., на федеральном уровне были приняты Положение об экологической оценке и порядке организации и проведения экспертизы в 1984 г., а Закон об экологической оценке в Канаде - в 1995 г.. Положения об ЭО в Канаде разработаны даже на муниципальном уровне (например, г. Оттава).

Из-за конфликтов относительно требований в области ЭО, возникла острая необходимость в гармонизации канадского законодательства разных уровней. Такая гармонизация обеспечивается двумя способами: через Канадский совет Министров в области охраны окружающей среды (КСМООС) и на основе двухсторонних соглашений.

КСМООС обеспечивает координацию вопросов в области ЭО «снизу-вверх» в условиях федерального государства, регионы которого обладают огромными полномочиями. КСМООС – это некоммерческая организация, деятельность которой финансируется федеральным правительством (1/3) и регионами (пропорционально численности населения). В состав Совета входят министры охраны окружающей среды федерального, регионального и муниципального уровней. Заседания Совета (в него входят 14 министров) проходят, как правило, два раза в год. Обсуждаются приоритетные направления экологической политики, отвечающие общенациональным, региональным и муниципальным интересам. В плане гармонизации системы ЭО Советом разработан новый базовый законопроект, устанавливающий следующие общие принципы:

Решения Совета носят рекомендательный характер. Общее мнение формируется следующим образом: «Были заслушаны точки зрения всех членов Совета, предложено решение. И, несмотря на то, что данное решение, на мой взгляд, не является оптимальным, я считаю, что оно будет работать, и поэтому поддерживаю его». Таким образом, успешная работа Совета зависит от того, каким образом его члены будут нацелены на поиск решения. В этой связи, она подвержена риску принятия номинальных, устраивающих всех, решений. Тем не менее. Совет продемонстрировал гибкость и способность к урегулированию спорных вопросов политического характера.

Вторым подходом к гармонизации является заключение двухсторонних соглашений между федеральным центром и провинцией. Первое двухстороннее соглашение о гармонизации процесса – Соглашение между Правительствами Канады и провинцией Альберта о сотрудничестве в области экологической оценки было подписано в августе 1993 г. Основанное на принципах подготовленного Советом базового законопроекта, соглашение предусматривает разработку дополнительных соглашений по ряду конкретных вопросов. Ответственные руководители федерального и регионального уровня рассматривают данное соглашение как важный шаг на пути дальнейшего сотрудничества в сфере ЭО. К соглашению приложены два протокола о совместных экспертных комиссиях. Протоколами установлен порядок назначения членов комиссий с каждой стороны, а также уведомления сторон о проектах, которые могут являться объектами совместной ЭО.