Особенности эо Канаде
Канада является федеральным государством, где полномочия в области экологической оценки и управления охраной окружающей среды четко разделены между федеральными и провинциальными/территориальными (в дальнейшем «региональными») органами власти. Система ЭО Канады – это согласование по формуле «снизу-вверх». Во всех провинциях Канады функционируют системы ЭО. Именно провинции являются инициаторами разработки и принятия законодательства в области ЭО. Например, Закон об экологической оценке провинции Онтарио был принят в 1975 г., на федеральном уровне были приняты Положение об экологической оценке и порядке организации и проведения экспертизы в 1984 г., а Закон об экологической оценке в Канаде - в 1995 г.. Положения об ЭО в Канаде разработаны даже на муниципальном уровне (например, г. Оттава).
Из-за конфликтов относительно требований в области ЭО, возникла острая необходимость в гармонизации канадского законодательства разных уровней. Такая гармонизация обеспечивается двумя способами: через Канадский совет Министров в области охраны окружающей среды (КСМООС) и на основе двухсторонних соглашений.
КСМООС обеспечивает координацию вопросов в области ЭО «снизу-вверх» в условиях федерального государства, регионы которого обладают огромными полномочиями. КСМООС – это некоммерческая организация, деятельность которой финансируется федеральным правительством (1/3) и регионами (пропорционально численности населения). В состав Совета входят министры охраны окружающей среды федерального, регионального и муниципального уровней. Заседания Совета (в него входят 14 министров) проходят, как правило, два раза в год. Обсуждаются приоритетные направления экологической политики, отвечающие общенациональным, региональным и муниципальным интересам. В плане гармонизации системы ЭО Советом разработан новый базовый законопроект, устанавливающий следующие общие принципы:
признание согласованности целей и принципов процессов ЭО на федеральном и региональном уровне;
признание необходимости разработки более четких и последовательно применяемых правил, которые устраняют дублирование, учитывают потребности инициаторов проектов, обеспечивают соблюдение сроков проведения исследований и принятие решений на принципах справедливости;
восемнадцать принципов и другие вопросы должны отражаться в двухсторонних соглашениях, а также договорах по конкретным проектам;
решение о создании «единого окна» для обеспечения взаимодействия и обмена информацией по вопросам, касающихся ЭО каждой стороны.
Решения Совета носят рекомендательный характер. Общее мнение формируется следующим образом: «Были заслушаны точки зрения всех членов Совета, предложено решение. И, несмотря на то, что данное решение, на мой взгляд, не является оптимальным, я считаю, что оно будет работать, и поэтому поддерживаю его». Таким образом, успешная работа Совета зависит от того, каким образом его члены будут нацелены на поиск решения. В этой связи, она подвержена риску принятия номинальных, устраивающих всех, решений. Тем не менее. Совет продемонстрировал гибкость и способность к урегулированию спорных вопросов политического характера.
Вторым подходом к гармонизации является заключение двухсторонних соглашений между федеральным центром и провинцией. Первое двухстороннее соглашение о гармонизации процесса – Соглашение между Правительствами Канады и провинцией Альберта о сотрудничестве в области экологической оценки было подписано в августе 1993 г. Основанное на принципах подготовленного Советом базового законопроекта, соглашение предусматривает разработку дополнительных соглашений по ряду конкретных вопросов. Ответственные руководители федерального и регионального уровня рассматривают данное соглашение как важный шаг на пути дальнейшего сотрудничества в сфере ЭО. К соглашению приложены два протокола о совместных экспертных комиссиях. Протоколами установлен порядок назначения членов комиссий с каждой стороны, а также уведомления сторон о проектах, которые могут являться объектами совместной ЭО.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов