2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
А. Как правило, градостроительная деятельность определяется задачами развития сложившихся территорий. Поэтому в качестве объектов исследования ОВОС необходимо выделить две относительно самостоятельные группы объектов:
существующая территория (города, района) и его застройка как объект требуемого развития;
новые объекты, необходимость строительства которых обусловлена требованиями социально-экономического развития.
Б. Обоснование новых планировочных решений по градостроительному развитию территории определяется на основе взаимоувязанного учета социально-экономических задач развития территории и существующих природоохранных ограничений. Общим планом ОВОС предусматривается учет выполняемых оценок по отдельным проектам и выполнение сводных сравнительных расчетов оценки воздействия на окружающую среду в результате реализации в целом актуализированного проекта плана развития.
В. На основе исследований источников воздействия, состояния природного комплекса территории, карт медико-экологического зонирования определяются ограничения и предпочтения зонирования и планировочных решений, первоочередные и перспективные планы природоохранных мер, реализуемых в рамках плана развития.
Г. На основе исследований состояния природоресурсного обеспечения территории, инженерного обеспечения его районов, определяются первоочередные и перспективные планы специальных экологически ориентированных планировочных и технических решений. По схемам санитарной уборки территории, развития теплообеспечения, водоснабжения и водоотведения готовятся условия на их разработку.
Д. В части исследования ОВОС новых градостроительных решений методика и план проведения ОВОС строятся на выборе их них значимых по прогнозируемым воздействиям и исходя из общественного внимания к их строительству. По каждому из выделенных объектов следует обосновать масштаб исследований и необходимость проведения по соответствующей документации целевой ГЭЭ.
Е. В исследованиях вариантов планировочного развития необходимо оценить социально-экономическую стабильность основных предприятий градообразующей базы, их сохранение в существующем положении и границах. Исследования ОВОС по очевидно сохраняемым предприятиям и зонам ограничиваются подготовкой рекомендаций по разработке проектов организации санитарно-защитных зон для достижения нормативов качества среды на прилегающих территориях. Материалы ОВОС учитываются в подготовке решений по использованию территорий СЗЗ и прилегающих территорий.
Ж. В настоящий период могут быть не ясны перспективы требуемой реорганизации отдельных предприятий и промышленных зон, а также реализация общефедеральных программ, относящихся к градостроительному развитию рассматриваемой территории, например, по строительству автомобильных магистралей и железнодорожному строительству. Не ясные перспективы указываются, но не учитываются в исходных данных ОВОС. Принимается условие, что при разработке и экспертизе новых проектов строительства будут учтены ограничения обновленной градостроительной документации или проведена дополнительная их корректировка за счет средств новых инвестиций. Потенциальные заказчики проектов, которые не учтены в разрабатываемой градостроительной документации, должны предупреждаться об ограничениях, которые могут быть наложены на их будущие хозяйственные намерения.
З. При исследовании ОВОС по отдельным объектам, при любых оценках воздействия, предлагается исходить из сохранения перечня объектов, начатых строительством, намеченных к строительству, реконструкции по действовавшей ранее градостроительной документации, а также по текущим правовым решениям органов власти и управления, определявшимися потребностями поддержания устойчивого социально-экономического развития территории. По такому перечню объектов выделяются экологически значимые, по ним проводится оценка воздействия на окружающую среду. По результатам ОВОС предлагаются градостроительные и иные мероприятия снижающие или компенсирующие негативные воздействия. Экологически значимые для общественности проектные решения выносятся на общественные обсуждения.
И. Детальность масштаба исследований ОВОС градостроительной документации в целом, обоснованное выделение объектов целевого проведения ОВОС, определение необходимости экспертиз отдельных планировочных и проектных решений должны учитывать вид намечаемой деятельности - градостроительное планирование:
1. В отношении предлагаемых основных направлений развития, планировочных решений развития территории, определения мест размещения объектов ставится задача получения исчерпывающих данных для оценки допустимости и принятия однозначного решения органами власти.
2. В части проектов строительства новых объектов, разработки схем инженерного обеспечения материалы ОВОС градостроительной документации рассматриваются в качестве материалов предварительной экологической оценки, которые подлежат развитию и дополнению в инвестиционном проекте.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов