6. Заключение государственной экологической экспертизы
Заключением государственной экологической экспертизы является заключение экспертной комиссии, подготовленное и утвержденное установленным порядком. Заключение ЭК приобретает статус Заключения ГЭЭ со дня его утверждения.
6.1. Заключение ГЭЭ должно отвечать цели экологической экспертизы, соответствовать требованиям ст.18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» указывать и содержать:
основания к проведению ГЭЭ и состав экспертной комиссии;
наименование объекта ГЭЭ, перечень представленных и рассмотренных материалов;
указание организации, представившей материалы на ГЭЭ, времени их разработки, перечень организаций - разработчиков, указание о наличии лицензии, если разработка документации по объекту ГЭЭ требует лицензии;
подтверждение наличия положительных заключений и согласований по представленной документации, требуемых действующим законодательством, правовыми актами субъекта РФ;
описание основного содержания представленных материалов, существа проекта намерений (деятельности);
экспертные оценки (конкретные записи): соответствия или несоответствия представленных материалов экологическим требованиям; требованиям, установленным правовыми нормативными актами Российской Федерации и субъекта РФ по вопросам охраны окружающей природной среды к рассматриваемой документации объекта ГЭЭ;
выводы о допустимости реализации объекта ГЭЭ по экологическим требованиям;
выводы о возможности реализации объекта без необратимых неблагоприятных, недопустимых в процессе реализации воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий;
подписи членов ЭК с указанием фамилии или ссылки экспертов на особое (прилагаемое) мнение при наличии такового.
6.1.1. Заключение ГЭЭ по объектам хозяйственной и иной деятельности должно также содержать экспертные оценки (конкретные записи): достаточности и обоснованности информации об источниках воздействия объекта ГЭЭ на окружающую природную среду, определения величин прогнозируемых и возможных воздействий; принятых технических и иных решениях; соответствия представленных расчетов, используемых методик требованиям нормативно-технических и инструктивно-методических документов; полноты и достаточности предусмотренных мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и обеспечению предельно допустимых нормативов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
6.1.2. Заключение ГЭЭ по проектам нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов должно содержать экспертные обоснования и выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанных проектов законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, требованиям экологической безопасности; оценку следования приоритетам и принципам, закрепленным законами, иными правовыми актами экологической политики; выводы об экологических и связанных с ними иных последствиях реализации данных объектов экспертизы.
6.2. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам ГЭЭ, за исключением проектов нормативных правовых актов, в зависимости от экспертных оценок и наличия замечаний, может быть только положительным или отрицательным.
6.3. Положительное заключение должно содержать выводы (конкретные записи):
о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ, правовым актам субъекта РФ в области охраны окружающей природной среды;
о допустимости намечаемого или потенциально возможного при реализации воздействия (прямого, косвенного) на окружающую природную среду объекта ГЭЭ при его реализации;
о возможности реализации объекта ГЭЭ.
В положительном заключении ЭК могут быть указаны рекомендуемый срок действия заключения ГЭЭ или условия его установления.
Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы без письменного согласия заказчика ГЭЭ не может быть менее нормативной (расчетной) продолжительности следующего, до проведения ГЭЭ, этапа проектирования, а для проектов строительства предприятий - нормированных сроков строительства.
С согласия заказчика ГЭЭ может быть установлен любой срок действия Заключения ГЭЭ.
Выводы положительного заключения могут содержать рекомендации, если их выполнение не меняет выводов заключения ГЭЭ по представленным материалам, существа проектных решений и они могут быть выполнены на следующих стадиях проектирования, материалы которых подлежат ГЭЭ.
6.4. Отрицательное заключение должно содержать вывод (конкретную запись) по одному из возможных видов:
а) о необходимости доработки (переработки) представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении экспертной комиссии. Реализация (объекта ГЭЭ) возможна после доработки (переработки) объекта ГЭЭ, представления материалов на рассмотрения в СУО и по результатам этого рассмотрения;
б) о недопустимости реализации объекта ГЭЭ ввиду необеспеченности соблюдения экологических требований, требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
6.5. Заключение ГЭЭ является собственностью организатора ГЭЭ, передается в распоряжение заказчика ГЭЭ, органов власти, осуществляющих контроль, надзор за исполнением законодательства в области экологической экспертизы, обладающих правом регулирования отношений в области экологической экспертизы, в других случаях - по решению начальника СУО.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов