3.6. Общественная экологическая экспертиза
Единственным правовым актом, регулирующим организацию и проведение общественной экологической экспертизы, является ФЗ «Об ЭЭ».
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится при условии государственной регистрации в соответствии со статьями 20-25 указанного закона [21] по документации и материалам, определенным ст.11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Экспертиза проводится исключительно общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе и проведение экологической экспертизы. В соответствии с п. 1 статьи 22 ФЗ «Об экологической экспертизе» ОЭЭ проводится до проведения ГЭЭ или одновременно с ней.
Заключение ОЭЭ приобретает силу после ее утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. ФЗ «Об ЭЭ» определяет инициаторов ОЭЭ – граждане, общественные организации и органы местного самоуправления, а также обязанность регистрации ОЭЭ. В соответствии с п.3 статьи 23 ФЗ «Об экологической экспертизе» в заявлении на регистрацию ОЭЭ должны представляться «сведения о составе экспертной комиссии…, сроки проведения общественной экологической экспертизы».
Состояние института ОЭЭ.
Описание организации и проведения наиболее известных в России общественных экологических экспертиз, подробный анализ значения и проблем ОЭЭ дан в работах Российского общественного объединения РОО «Эколайн» [31,64,65]. Соглашаясь с выводами авторов о реальном и позитивном значении, которое привнес этот институт в развитие системы экологических оценок в России, приходится констатировать, что за период с 1992 по 2000 гг. в РФ проведено не более нескольких десятков общественных экспертиз и единичны случаи, когда проведение ОЭЭ завершалось заключением, имевшем правовые последствия или определившим в итоге принятие хозяйственного решения. Такое положение на фоне тысяч проектов, не приемлемых с точки зрения общественности, неестественно. Механизм ОЭЭ действует неэффективно. Возможно, выделить ряд обстоятельств, сдерживающих развитие ОЭЭ в Российской Федерации.
В подразделе 3.3. настоящего Пособия отмечены основные положения идей и первых правовых актов организации и проведения ОЭЭ. К сожалению в ФЗ «Об ЭЭ» [21] возможность организации ОЭЭ научными коллективами не предусмотрена. Положение о «юридической обязательности» общественной экспертизы в указанном законе трансформировано в «юридическую силу». Не установлены сроки представления заказчиком документации на организуемую экспертизу, его ответственность за не предоставление материалов на общественную экологическую экспертизу, не определен порядок и условия рассмотрения материалов ОЭЭ специально уполномоченным органом для его утверждения.
Выделим еще одну причину потенциальной слабости ОЭЭ. Ни ФЗ 1991 года «Об охране окружающей природной среды» [24], ни ФЗ «Об экологической экспертизе» [21] не определили процедурные требования к организации и проведению ОЭЭ. Показательно, что в известных работах РОО «Эколайн» [63,64 и др.] организация и проведение ОЭЭ представлена как задача «организации диалога» инициаторов деятельности и общественности. Перспективы развития ОЭЭ связаны, в первую очередь, с общественной активностью [65, стр.38]. По нашему мнению, «диалог» и ОЭЭ – это разные формы регулируемых отношений, а состояние «общественной активности» не должно определять необходимость правового развития института общественной экологической экспертизы.
В начальный период введения механизма экологической экспертизы в России перечисленные выше нюансы не были столь заметны и значимы. Можно с полным основанием говорить о том, что ГЭЭ в период 1988-1993 гг. действовала как «общественно-государственная» экспертиза и это обстоятельство объективно снижало потребность в самостоятельной ОЭЭ. Сейчас ситуация иная.
Тем не менее, возможности общественной экологической экспертизы, как показывает практика, не исчерпаны, а при некоторых обстоятельствах она эффективно выполняет свое предназначение. В частности, подтверждаются возможности преодолеть понятный антагонизм заказчика и общественности путем заключения договора и регламента на организацию и проведение ОЭЭ.
Реальная ситуация такова, что вопрос инициирования ОЭЭ возникает на завершающей стадии проектных работ, когда заказчик уже намеревается приступить к инвестированию и ведению строительства. То есть, для заказчика возникает дополнительное бремя неожиданных потерь времени на рассмотрение проекта неорганизованной группой общественности.
Если же обеспечивается цикл ОВОС, предусматривающий общественное обсуждение «предварительных экологических оценок» предпроектной стадии, то общественность и заказчик имеют возможность на этом этапе определять намерение, сроки и условия организации и проведения ОЭЭ. Такой подход упорядочивает их отношения.
В прил. № 5 к настоящему пособию предложен проект Типового регламента организации и проведения ОЭЭ проектов, который использовался при проведении ОЭЭ документации освоения нефтяного месторождения Вала Гамбурцева (2000г.) Российским экологическим союзом.
Контрольные вопросы к главе 3
Какие федеральные законы (кодексы) регламентируют экологическую экспертизу в России и содержат относящиеся к ней положения?
В каких подзаконных актах и нормативных документах содержатся нормы, определяющие общий порядок организации и проведения ГЭЭ?
Какие виды и типы экологических экспертиз установлены в России?
Кто являются субъектами, организующими и проводящими ЭЭ в РФ?
На основании чего проводится ГЭЭ, в том числе повторная?
Что относится к условиям проведения государственной ЭЭ?
Каковы основные элементы процедуры государственной ЭЭ?
Каковы последствия положительного и отрицательного заключения государственной экологической экспертизы?
Чем определяются и в чем состоят требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу?
Заключения каких государственных органов требует и принимает во внимание государственная экологическая экспертиза?
Как исторически происходило взаимное влияние и взаимодействие государственной и общественной экологических экспертиз?
В чем сегодня заключается слабость и роль общественной ЭЭ?
Каковы принципиальные предлагаемые регламентные моменты организации и проведения общественной экологической экспертизы?
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов