1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
В 80-е годы советскими специалистами области права (Колбасов О.С., Петров В.В., Ерофеев Б.В) стала активно продвигаться идея общей кодификации природоресурсных отраслей права, выработки природоохранных принципов и формирования экологического права как интегрированной отрасли охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. В итоге в 1991 году был принят закон РСФСР «Об охране окружающей природой среды («Об ООПС») 23, а в 2002 году – его новая редакция в форме ФЗ «Об охране окружающей среды» [24].
Базовый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет комплекс правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов.
Закон «Об ООПС» 1991 года придал ГЭЭ законодательную форму, а ФЗ «Об ООС» 2002 года закрепил правовые требования ОВОС.
Он определяет для любой намечаемой деятельности два связанных требования:
а) «обеспечения благоприятного состояния окружающей среды для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем»;
б) «обеспечения благоприятного состояния окружающей среды для жизнедеятельности человека».
Закон содержит общие принципы обеспечения благоприятной ОС, а также систему мер обеспечения, в том числе – конкретные требования ко всем экологически значимым видам деятельности и объектам при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию сооружений и объектов (например, ст.34,37,38 ФЗ «Об ООС»), при застройке территорий (ст.44).
По природным ресурсам и выделенным объектам охраны природной среды установлены отражающие их специфику, нормативы качества, нормы и правила пользования, подготовки и ведения деятельности, допустимых воздействий. В части обеспечения требуемого качества среды при специфических обстоятельств риска введен законодательный порядок разработки мер и принятия решений, которые применяются в соответствующих разделах законодательства по промышленной безопасности, защиты от чрезвычайных и аварийных ситуаций.
Принятие интегрального базового Федерального закона в области охраны ОС ознаменовало правовое закрепление понятий среды как целого, естественной экологической системы, создало предпосылки формирования взаимосвязанных природоохранных требований к намечаемой деятельности, общие принципы механизмов и мер природоохраны.
Однако, как подтверждает, теперь уже многолетняя практика, факт интеграции отраслей права области охраны ОС и формирование природоохранительного законодательства не является достаточным для разрешения имеющихся и нарастающих экологических проблем.
Существенной потребностью интегрирования является привнесение нового качества правовых норм и их распространение не только на отношения общества и природы, но и на отношения в обществе по поводу состояния природы и пользования ее ресурсами. В этом смысле, традиции охраны окружающей природной среды, основанные на идеологии консервативной охраны, «рационального природопользования», на технократической парадигме в отношении мер защиты среды от антропогенного воздействия, оказываются свободны от внесения или не внесения качественно новых регламентаций, не создают необходимой правовой базы для использования экологических оценок в процессе ОВОС, подготовке заключений ГЭЭ.
Показательно, что нормы первого базового закона «Об ООПС» в редакции 1991 г. не ограничились задачами мер природоохраны и рационального природопользования. Закон ввел понятие «экологических требований» и ставил задачу «формирования и укрепления экологического правопорядка». В ФЗ «Об ООС» 2002 года указанные положения не вошли.
Социальная направленность норм природоохранительного права подразумевается, но не является целевой, определяющей, ограничивается достижением минимально необходимого уровня безопасности. Так, например, ФЗ «Об ООС» использует понятие «благоприятной среды жизнедеятельности», но не дает определения, критериев оценки, не устанавливает каких либо регламентаций по данному вопросу. Состояние ОС дается вне состояния ее потребительных характеристик и свойств, важных для условий жизнедеятельности, связанных с их состоянием Объекты среды, подлежащие охране, ограничиваются перечнем, а требование обеспечения положительных тенденций их качества не указывается вообще.
В заключение данного подраздела подчеркнем, что институт государственной экспертизы, использующий экологические оценки намечаемой деятельности, был предложен как самостоятельный и принципиально новый механизм превентивного контроля [25] за три года до принятия интегрального закона «Об ООПС», а процедура ОВОС была заимствована специалистами системы ГЭЭ из мирового опыта подготовки экологически обеспеченных решений, весьма далекого от советской системы управления охраной окружающей природной среды.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов