logo search
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций

Развитие международной системы ЭО оказывало определяющее влияние на введение и содержание ОВОС и экологической экспертизы в странах бывшего СССР и Восточной Европы. Причем, новые элементы внедрялись постепенно путем внесения в действовавшие системы управления отдельных изменений. В том числе, поэтому эволюция российской системы ЭО происходила болезненно и в начальный период не воспринималась многими ведомствами и государственными структурами.

В работах Черпа и др. [31,78,79] отмечается три этапа, развития системы ЭО в странах бывшего СССР и Восточной Европы. Представим эти этапы.

Этап 1 – формирование организационной системы экологической экспертизы. В СССР и большинстве стран Восточной Европы этот этап пришелся на 80-е годы, когда были установлены процедуры проведения ГЭЭ. Заключения ГЭЭ были увязаны с системой разрешений, выдаваемых специально созданными природоохранными органами. Процесс ОВОС и его требования были декларированы, но не имели правового закрепления, не являлись определяющими для подготовки проектов деятельности.

Этап 2 – коренные реформы в странах Центральной и Восточной Европы и постепенное изменение законодательства по ЭО в СНГ. В 90-х годах большинство стран Центральной и Восточной Европы, стремившиеся стать членами Европейского Сообщества (ЕС), ускорили процесс реформирования своих систем ЭО с учетом требований ЕС. Для этого им пришлось внедрить, в первую очередь, действенные элементы участия общественности, отбора проектов и определения масштабов работ. При этом в новых независимых государствах бывшего СССР (страны СНГ) процесс трансформирования системы ЭО был более медленным, поскольку у этих стран не было не мотивации, ни ресурсов, которыми обладали страны, готовившиеся вступить в EC. Тем не менее, и в эти системы были внедрены некоторые новые элементы, например, положение об участии общественности (в России – в форме общественной экологической экспертизы). Вместе с тем, были сохранены раздельные элементы ГЭЭ и ОВОС, а также широкая сфера применения в системе ЭО сохранившихся с советских времен отраслевых правил и норм проектирования и планирования хозяйственной деятельности.

Этап 3 – адаптация и углубление практики применения ЭО. Этот последний этап характеризуется дальнейшим углублением процесса ЭО, например, первыми попытками применить стратегическую экологическую оценку (СЭО) и внедрением требований Орхусской Конвенции об обеспечении доступа населения к экологической информации. На этом этапе в настоящее время находятся страны, которые готовятся к вступлению в ЕС и осуществили соответствующие меры согласно новым требованиям законодательства ЕС. Страны СНГ сегодня внесли в свое законодательство лишь отдельные изменения, например положения об участии общественности, но реализация принятых положений опять идет с отставанием.

Важным показателем развития системы ЭО в России и странах СНГ является переход от относительно жесткого подхода, основанного на технических нормативах, к более гибкой методике комплексного рассмотрения экологических рисков и поиска экономически эффективных оптимальных решений с учетом как экологических, так и экономических целей. Например, строгими требованиями СНиП на строительство автозаправочных станций устанавливается минимальное расстояние от станций до жилых строений и объектов хозяйственной деятельности.

В развитой системе ЭО, целью анализа является оценка факторов риска (для населения, экосистемы и так далее), и при принятии проектного решения расстояние от станции до других объектов может быть и иным (если это позволяют обстоятельства), при условии включения в проектное решение факторов, надлежащим образом снижающих степень возможного экологического риска.

В определенной степени развитие российской системы ЭО следовало указанным выше закономерностям. Однако, в связи с произошедшими в последнее время структурными изменениями в системе управления охраной ОС, процесс трансформации ЭО еще больше замедлился.