6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
Исследования и анализ состояния ГЭЭ и ОВОС в РФ [81] дают основание сформулировать направления их совершенствования и развития.
Комплексно вопросы развития (проблемы и практику) экологической оценки (ОВОС и ГЭЭ) в России рассматривались на консультативном совещании заинтересованных сторон в декабре 2002 года [83]. В работе совещания приняли участие около 100 специалистов федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проектных и научно-исследовательских организаций, а также представители бизнеса, консалтинговых фирм, работающих в области экологической оценки (ЭО), общественности и международных организаций.
Соглашаясь с рекомендациями совещания, приведем их в сокращенном виде.
Участники совещания подтвердили, что ЭО – неотъемлемая часть процесса выработки социально-экономических решений, обязательный и исключительно важный элемент системы охраны окружающей среды и природопользования.
Также было отмечено, что современные идеи и подходы к ЭО, интеграция экологических и социально-экономических аспектов для достижения целей устойчивого развития получили поддержку в обществе.
Вместе с тем в выступлениях докладчиков и дискуссиях, посвященных различным аспектам оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), отмечалось, что сложившаяся в стране система подготовки и принятия решений в недостаточной мере обеспечивает экологическую безопасность ведения хозяйственной и иной деятельности. За последние 2-3 года наметилась тенденция к ухудшению общего качества обосновывающей документации, снижению эффективности контроля за выполнением рекомендаций экологической оценки. Сложившаяся неблагоприятная ситуация в области ЭО, по мнению большинства участников совещания, является результатом общего снижения эффективности системы управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации.
Отмечено также, что отсутствие системы отбора и классификации объектов ЭО в зависимости от степени экологической значимости воздействия на окружающую среду, недостаточность определения масштаба работ по ОВОС, слабая интеграция подсистем ЭЭ и ОВОС, несогласованность требований в области ЭО и сложившейся системы выработки решений отрицательно сказываются на качестве обосновывающей документации. Требуют тщательной проработки такие вопросы как увеличение открытости и прозрачности системы подготовки и принятия решений, обеспечение участия в ней всех субъектов ЭО и более четкое определение роли заинтересованных сторон.
В целях повышения эффективности российской системы ЭО для обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития России Консультационное совещание по экологической оценке обращается со следующими рекомендациями.
К исполнительной власти всех уровней, в соответствии с их компетенцией, с рекомендацией обеспечить:
надлежащее правоприменение всеми участниками процесса выработки хозяйственных решений требований природоохранительного законодательства, в том числе в области экологической оценки;
исполнение согласовательных и разрешительных функций на этапе подготовки хозяйственных решений;
укрепление институционального потенциала ГЭЭ, в том числе повышение статуса сотрудников подразделений государственной экологической экспертизы;
эффективность Государственного экологического контроля на стадии реализации проектов;
разработку принципов, критериев и правил отбора и классификации проектов по видам и масштабам воздействия на окружающую среду, по их экологической значимости с целью определению объема работ по ЭО;
содействие разработке региональных нормативно-правовых актов по ОВОС и экологический экспертизе;
организацию разработки нормативных документов, регламентирующих проведение ОВОС и экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, а также по проектам оказывающим трансграничное воздействие, включая воздействие на территории других субъектов Федерации, на проекты;
организацию разработки нормативных документов по стратегической экологической оценке (СЭО) и использование механизма СЭО на этапах стратегического планирования;
эффективное функционирование систем экологических мониторинга и контроля (государственного, производственного, муниципального и общественного) с целью повышения достоверности экологической информации, используемой в системе ЭО;
разработку правил доступа к экологической информации всех участников ЭО.
К органам законодательной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации и другим субъектам законотворческой деятельности с рекомендацией обеспечить:
обеспечить при развитии законодательства обеспечить сохранение основных принципов и требований федерального закона «Об экологической экспертизе», а также преемственность принципов федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.);
принятие правового определения объекта экологической экспертизы;
принятие нормативного акта, регулирующего проведение стратегической экологической оценки;
подготовку материалов ОВОС, проведение ГЭЭ по проектам законодательных и иных правовых актов, применение которых может вызывать негативные воздействия на окружающую среду;
прямое участие субъектов процесса выработки хозяйственных решений (представителей заказчика, инвестора, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественности и научных кругов) в разработке законодательных актов в области экологической оценки.
Участники совещания считают необходимым продолжение проведения всесоюзных, региональных, отраслевых и международных совещаний по проблемам ЭО, рекомендуют создание профессиональной ассоциации по ЭО и развитие сети научно-методических и координационных центров по ЭО.
Необходима выработка долгосрочной стратегии развития институционального потенциала в области ЭО.
Участники Совещания рекомендуют рассмотреть возможности подготовки и проведения следующих пилотных проектов:
Всероссийские пилотные проекты по совершенствованию развития российской системы ЭО, включая:
продолжение изучения состояния и тенденций развития российской системы ЭО, включая анализ целевых региональных и отраслевых пилотных проектов;
разработку принципов, критериев и правил определения масштаба работ по ЭО, механизма классификации и отбора проектов по их экологической значимости;
организацию всероссийской информационной, методической и образовательной сети ЭО, включая создание отраслевых и региональных центров ЭО;
разработку национальной стратегии укрепления потенциала ЭО.
Региональные пилотные проекты по изучению региональных аспектов и проблем, связанных с применением ЭО, разработке и практическому применению принципов, критериев и правил определения масштаба работ по ЭО, механизма классификации и отбора проектов по их экологической значимости.
Контрольные вопросы к главе 6
В чем заключаются общие черты российского контекста состояния системы управления охраной ОС с таким контекстом в США, Канаде и Германии?
Каковы особенности системы ЭО в США и в чем их отличия от российской системы экологической оценки?
Каковы особенности системы ЭО в Канаде и в чем их отличия от российской системы экологической оценки?
Каковы особенности системы ЭО в Германии и в чем их отличия от российской системы экологической оценки?
Как характеризуется современное состояние нормативно-правовой базы системы ЭО в России?
Как вы можете охарактеризовать и оценить практику применения ЭО в России?
Как вы можете охарактеризовать и оценить влияние системы ЭО на принятие решений в России?
Как вы можете охарактеризовать и оценить институциональный потенциал российской системы ЭО?
Какие рекомендации по совершенствованию российской системы ЭО вы можете предложить в качестве анализирующего ее эксперта?
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов