logo search
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки

Исследования и анализ состояния ГЭЭ и ОВОС в РФ [81] дают основание сформулировать направления их совершенствования и развития.

Комплексно вопросы развития (проблемы и практику) экологической оценки (ОВОС и ГЭЭ) в России рассматривались на консультативном совещании заинтересованных сторон в декабре 2002 года [83]. В работе совещания приняли участие около 100 специалистов федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проектных и научно-исследовательских организаций, а также представители бизнеса, консалтинговых фирм, работающих в области экологической оценки (ЭО), общественности и международных организаций.

Соглашаясь с рекомендациями совещания, приведем их в сокращенном виде.

Участники совещания подтвердили, что ЭО – неотъемлемая часть процесса выработки социально-экономических решений, обязательный и исключительно важный элемент системы охраны окружающей среды и природопользования.

Также было отмечено, что современные идеи и подходы к ЭО, интеграция экологических и социально-экономических аспектов для достижения целей устойчивого развития получили поддержку в обществе.

Вместе с тем в выступлениях докладчиков и дискуссиях, посвященных различным аспектам оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), отмечалось, что сложившаяся в стране система подготовки и принятия решений в недостаточной мере обеспечивает экологическую безопасность ведения хозяйственной и иной деятельности. За последние 2-3 года наметилась тенденция к ухудшению общего качества обосновывающей документации, снижению эффективности контроля за выполнением рекомендаций экологической оценки. Сложившаяся неблагоприятная ситуация в области ЭО, по мнению большинства участников совещания, является результатом общего снижения эффективности системы управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации.

Отмечено также, что отсутствие системы отбора и классификации объектов ЭО в зависимости от степени экологической значимости воздействия на окружающую среду, недостаточность определения масштаба работ по ОВОС, слабая интеграция подсистем ЭЭ и ОВОС, несогласованность требований в области ЭО и сложившейся системы выработки решений отрицательно сказываются на качестве обосновывающей документации. Требуют тщательной проработки такие вопросы как увеличение открытости и прозрачности системы подготовки и принятия решений, обеспечение участия в ней всех субъектов ЭО и более четкое определение роли заинтересованных сторон.

В целях повышения эффективности российской системы ЭО для обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития России Консультационное совещание по экологической оценке обращается со следующими рекомендациями.

К исполнительной власти всех уровней, в соответствии с их компетенцией, с рекомендацией обеспечить:

К органам законодательной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации и другим субъектам законотворческой деятельности с рекомендацией обеспечить:

Участники совещания считают необходимым продолжение проведения всесоюзных, региональных, отраслевых и международных совещаний по проблемам ЭО, рекомендуют создание профессиональной ассоциации по ЭО и развитие сети научно-методических и координационных центров по ЭО.

Необходима выработка долгосрочной стратегии развития институционального потенциала в области ЭО.

Участники Совещания рекомендуют рассмотреть возможности подготовки и проведения следующих пилотных проектов:

Всероссийские пилотные проекты по совершенствованию развития российской системы ЭО, включая:

Региональные пилотные проекты по изучению региональных аспектов и проблем, связанных с применением ЭО, разработке и практическому применению принципов, критериев и правил определения масштаба работ по ЭО, механизма классификации и отбора проектов по их экологической значимости.

Контрольные вопросы к главе 6

  1. В чем заключаются общие черты российского контекста состояния системы управления охраной ОС с таким контекстом в США, Канаде и Германии?

  2. Каковы особенности системы ЭО в США и в чем их отличия от российской системы экологической оценки?

  3. Каковы особенности системы ЭО в Канаде и в чем их отличия от российской системы экологической оценки?

  4. Каковы особенности системы ЭО в Германии и в чем их отличия от российской системы экологической оценки?

  5. Как характеризуется современное состояние нормативно-правовой базы системы ЭО в России?

  6. Как вы можете охарактеризовать и оценить практику применения ЭО в России?

  7. Как вы можете охарактеризовать и оценить влияние системы ЭО на принятие решений в России?

  8. Как вы можете охарактеризовать и оценить институциональный потенциал российской системы ЭО?

  9. Какие рекомендации по совершенствованию российской системы ЭО вы можете предложить в качестве анализирующего ее эксперта?