1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
С началом социально-политических преобразований в стране, одновременно с работой над формированием интегрированного природоохранительного законодательства, были созданы Государственный Комитет по охране природной среды СССР и соответствующие комитеты во всех союзных республиках, краях, областях 26. С принятием в 1991 году ФЗ «Об ООПС» Комитету и его органам в субъектах федерации были определены функции специально уполномоченных государственных органов в области охраны ОПС. Ведомственные природоохранные органы сохранялись, но на базе территориальных органов Минприроды России началось формирование городского и районного уровней природоохранной системы. Основными элементами системы управления ОС, определившими структуру специально уполномоченных природоохранных органов, стали: мониторинг загрязнения ОС, экологическая экспертиза, контроль, сводное нормирование, лицензирование, экономический механизм природопользования. Определяющими задачами вновь образованных органов являлось проведение единой природоохранной политики, совершенствование правовой нормативной базы. Территориальные подразделения были интегрированы в единую федеральную систему ГЭЭ 26, помимо непосредственно организации и проведения экологической экспертизы, были призваны решать вопросы координации оценок допустимости реализации намечаемой деятельности.
К 2000 году численность специалистов подразделений ГЭЭ составила около 700 чел., а экологической экспертизой были охвачены все значимые проекты. Их число достигло в 2001 году более 70 тысяч.
К сожалению, обновленная российская система природоохраны, которая начала формироваться в недрах советской системы централизованного планирования, унаследовала многие черты связанных с этой системой в организации и в подходах к планированию и оценке намечаемой деятельности. В ряде регионов вновь созданные комитеты концентрировали свою работу исключительно на контрольных и инспекционных задачах. За редким исключением (например, Костромская, Свердловская, Томская, Ярославская области, г.г. Ленинград, Москва) идея комплексного управления на основе новых механизмов управления выражалась в создании территориальных структур, ориентированных на формирование региональной экологической политики и новых механизмов природоохраны.
По многим причинам интегрированное природоохранное право не обеспечило устойчивости системы специально уполномоченных органов. За 12 лет система подверглась 6-ти крупным реорганизациям. В начале 90-х годов Государственный Комитет по охране ОС РСФСР был преобразован в Министерство, а в 1996 г. был вновь в Комитет (Госкомэкологии России). Функциями специально уполномоченных органов в 1996 г. были наделены все федеральные органы области охраны ОС (8 органов). 17 мая 2000 г. Госкомэкологии был упразднен, а его функции переданы МПР России. В результате численность природоохранных подразделений в территориальных органах МПР России, в т.ч. штатных государственных экспертов, была резко сокращена (в некоторых учреждениях на 50–70 %).
Институт ГЭЭ в системе МПР России был частично восстановлен в октябре 2000 г. благодаря действовавшему ФЗ «Об ЭЭ» и общественной поддержке.
Контрольные вопросы к главе 1
Из каких подсистем складывалась государственная природоохранная система управления в СССР и в чем заключались ее недостатки?
В каких формах проявлялись элементы комплексного подхода в административно-ведомственной системе природоохраны и экспертизы в СССР?
Как проявлялась интеграция в формировании отечественного экологического права и в чем проявляется его ограниченность (приведите примеры)?
Назовите и кратко охарактеризуйте факторы и основные этапы развития российской системы управления охраной окружающей среды.
Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития российской системы экологической экспертизы и оценки воздействия на ОС.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов