5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
Выполнение экологических оценок и определение современных правовых требований в области охраны окружающей среды сталкивается с комплексом проблем. Эти проблемы имеют под собой объективные причины и определяются:
ограниченностью знаний человека об окружающей среде;
ограниченностью знаний и данных обо всех возможных последствиях изменения окружающей среды;
взаимосвязью всех ее компонентов и объектов;
нарастающим масштабом антропогенных воздействий на среду, соразмерных ее потенциалу;
дуализмом потребительной ценности природы и связанной с ним задачей достижением общественного компромисса между необходимостью пользования природой и необходимостью сохранения ее биогеоценозных основ существования, сохранения благоприятной среды для человека.
До определенного времени, пока баланс экологического потенциала среды и масштабов воздействия на нее был в пользу первого, в регулировании воздействий ограничивались выделением отдельных охраняемых характеристик среды, установлением мер, обеспечивающих минимально необходимый уровень безопасности на ограниченном участке воздействия. Для государственного регулирования отношений использовались детерминированные основания, преимущественно количественные оценки. Но даже для естественнонаучной части требований в области охраны среды и здоровья человека установление допустимых нормативов качества компонентов окружающей природной среды, санитарно-гигиенические показателей продуктов питания, иной продукции, допустимых воздействий является относительно условным, предметом перманентных обсуждений в кругу специалистов. В этой связи, уместно обратить внимание на то, что время от времени они пересматриваются, а в различных странах нормативы качества одних и тех же показателей отличаются в разы.
Тем более, оценки и требования, основанные на экологическом подходе, с учетом отмеченных выше проблем, невозможно ограничить исчерпывающим перечнем, однозначных и консервативных нормативных требований в области охраны окружающей среды.
В ряде случаев, (например по поводу изменений климата, развития озоновых «дыр») весьма сложно установить причину наблюдаемых изменений в окружающей среде, соотнести эти изменения с антропогенными воздействиями или с естественно-природными процессами, а значит, и установить требования для регулирования вероятных антропогенных воздействий.
В современных условиях все более значимым становится социальный аспект экологической проблемы.
Социальный аспект экологической проблемы состоит в том, что решение задачи достижения общественного компромисса по поводу допустимых изменений в ОС захватывает всех и определяется одновременно состоянием знаний, культуры, политической, социально-экономической и экологической ситуацией. И здесь общество сталкивается с новыми проблемами уже субъективного характера. Различные группы граждане желают видеть в правовых нормах обеспечение реализации своих приоритетных устремлений и прав, властные структуры – укрепление своего права на управление ходом дел.
В итоге, относительно проблем требований в области охраны окружающей среды, получается, что, во-первых, общественный компромисс не может быть сведен исключительно к количественным оценкам и выражен закрытым перечнем правовых нормативных требований, во вторых, включение всех или ряда научно обусловленных требований в законодательство, в иные правовые акты определяется субъективно. Мер регулирования отношений со стороны органов государственной власти, ведомственных контрольных и надзорных структур становится недостаточно.
Субъективный фактор выражается не только в искусственном ограничении перечня правовых требований, но и в ограничении сферы их применения, в имеющем место искажении общественных приоритетов требований, их содержания. Поскольку право субъективно, отметим могущее иметь место различие научного и правового определения, например, экологической оценки и экологических требований.
Помимо отмеченных проблем субъективности формирования требований в области охраны окружающей среды и методологических проблем, приходится учитывать обременительность для практики учета всех закономерностей, принципов и правил экологии, которые уже в настоящее время исчисляются сотнями.
И, наконец, в оценке и требованиях области охраны окружающей среды в нашей российской практике мы сталкиваемся с тем, что разработчик в конкретном проекте пользуется не законодательными принципами, а ведомственными СНиПами, инструкциями и т.п.
Тем не менее ситуация не безысходная и мировое сообщество выработало определенные приемы разрешения обозначенных проблем. Общий подход заключается в осознании самих проблем, их источника, выработке адекватного им комплекса специальных приемов.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов