Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
Специальные термины и их определения.
Стратегическая экологическая оценка (СЭО) – вид экологической оценки, прогнозная комплексная экологическая оценка в отношении замысла, плана, программы, определения политики и целей замысла (плана, программы).
В законодательстве РФ термин не используется.
В специальной литературе наиболее значимым считается использование СЭО в отношении решений стратегического значения - многоаспектных, долговременных программных проектов, планов деятельности, схем развития, включающих способы, методы (механизмы) и условия решения.
По учету исходных данных, в применении стратегических экологических оценках особо значимы учет комплекса правовых условий, общественного мнения, прогнозов развития, социально-экономические аспекты условий реализации проекта, других условий, выходящих за рамки данных экологического мониторинга.
Исследование вариантов стратегической оценки включает исследование способов достижения цели, градостроительных аспектов.
Выявление и количественная оценка воздействий от реализации проектов стратегического характера объективно ограничены, выполнение ОВОС должно исследовать привносимые возмущения, содержать вариантные прогнозные оценки ожидаемых последствий.
Стратегическая экологическая оценка в отношении комплексного планирования подразумевает анализ необходимости выделения отдельных частей объекта оценки для проведения по ним целевых процедур ОВОС.
Градостроительная документация определенно относится к документации требующей стратегических экологических оценок.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – регламентированный правовыми актами вид и процесс подготовки инициатором деятельности экологического обоснования намечаемой деятельности (единое правовое определение отсутствует).
В практике, абсолютно естественно закрепилось, что в экологические оценки включают оценки воздействия на социальную среду, эколого-экономические оценки. Таким образом, процесс ОВОС – процесс выработки устойчивого во всех отношениях и бесконфликтного проекта.
Объект процесса оценки воздействия на окружающую среду – намечаемая деятельность, в отношении которой должен быть выполнен процесс ОВОС и подготовлены материалы ОВОС.
Объект экологической оценки – вся совокупность плана реализации намечаемой деятельности (объект намечаемой деятельности (ОВОС), документация по её реализации), изменения и последствия в окружающей среде от их реализации.
Масштаб работ по экологической оценке – детальность экологической оценки – детальность проведения ОВОС и требований к экспертизе документации.
Согласованный масштаб работ по экологической оценке определяет требования прохождения этапов ОВОС, перечень работ по этапам ОВОС, состав и содержание исследований воздействий на окружающую среду и связанных с ними последствий, уровень и категорию объекта ГЭЭ.
Масштаб работ по ЭО определяется целями исследования, видом и экологической значимостью намечаемой деятельности, стадией проектного цикла и этапа ОВОС.
Масштаб работ по ЭО предлагается заказчиком документации, согласовывается установленным порядком участниками проведения ОВОС, утверждается заказчиком.
В определении детальности исследований оценки воздействия на окружающую среду программной и комплексной документации учитывается ее назначение (вид), например, - планирование развития или планирование застройки. В отношении планировочных решений решается задача получения исчерпывающих данных для принятия решения органами власти. В части размещения объектов строительства материалы ОВОС являются материалами предварительной экологической оценки (градо-экологического обоснования и условий размещения), которые подлежат дополнению в инвестиционном проекте.
Предварительная экологическая оценка (ПЭО)1 – первый этап процедуры ЭО, проведение прогнозной оценки воздействия на окружающую среду на первой (предпроектной) стадии цикла проектирования с целью определить принципиальную допустимость намечаемой деятельности, возможность и условия разработки документации, включая условия проведения ОВОС, согласований и экспертиз.
Проект предварительной экологической оценки – первичный материал предварительной экологической оценки, подготавливаемый заказчиком документации на этапе формирования замысла по намечаемой деятельности.
Исследования по оценке воздействия - выявление, сбор, анализ и документирование информации, необходимой для осуществления целей оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
В процессе ОВОС, определенном Положением «Об ОВОС в РФ», под «исследованием по оценке воздействия» понимается основной этап проведения ОВОС.
Национальная процедура оценки воздействия на окружающую среду (процедура ОВОС) - регламентированная правовыми актами последовательность выполнения «оценки воздействия (намечаемой деятельности) на окружающую среду» и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую деятельность [2].
Термин и определение введены в Положении «Об ОВОС в Российской Федерации» для обозначения проведения ОВОС с участием комиссии экологической экспертизы. Содержание термина близко к содержанию ЭО.
Поскольку рассмотрение объекта ЭЭ не может ограничиться общественной экологической экспертизой, то под национальной процедурой ОВОС следует понимать процесс ОВОС и государственную экологическую экспертизу.
Техническое задание на проведение ОВОС – задание заказчика документации на проведение исследований по оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Техническое задание на проведение ОВОС определяет масштаб, организацию и методы проведения ОВОС.
Практическая потребность побуждает расширить понятие ТЗ на ОВОС до понятия ТЗ на ЭО. В отношении программной и комплексной документации ТЗ на проведение ОВОС должно указывать перечень объектов оценки воздействия на окружающую среду, масштаб, организацию и методы проведения ОВОС по каждому из этих объектов, включая необходимость проведения ГЭЭ по соответствующей документации.
Материалы оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду – материалы, специально подготовленные при проведении оценки воздействия на окружающую среду, характеризующие экологические аспекты намечаемой деятельности и свидетельствующие о выполнении принципов, требований и целей процедуры ОВОС.
Состав материалов ОВОС, степень детальности данных по оценке воздействия определяются категорией экологической значимости намечаемой деятельности, стадией проектного цикла, сложностью оценки документации, подлежащей ГЭЭ. Например, для документации, не являющейся объектом ГЭЭ, может быть достаточно иметь в своем составе проект предварительной экологической оценки заказчика документации.
Учитывая, что разработка программной, комплексной документации может требовать проведения ОВОС по нескольким объектам, следует различать материалы ОВОС отдельных объектов и материалы ОВОС объекта ГЭЭ, которым является документация в целом.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов