logo search
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

Методические подходы к классификации объектов эо

Проблемы.

I. Природоохранительным законодательством Российской Федерации, для определения допустимости и условий реализации деятельности, предусмотрены различные формы контроля документации специально уполномоченными государственными органами.

Однако законодательные и иные правовые акты не содержат положений о возможностях и условиях разграничения, группировки всей совокупности документации по видам согласований и экспертиз. Отсутствие положений о дифференциации документации по видам экспертиз приводит к дублированию задач органов и к излишним согласованиям.

II. Федеральный закон «Об ООС» содержат принципы (ст. 3) потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности и обязательности проведения ГЭЭ документации, обосновывающей деятельность, «которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан». Из анализа положения принципа следует, что законодатель, используя принцип «потенциальной» экологической опасности любой деятельности, одновременно учитывает необходимость определения значимости намечаемой деятельности для решения задач обеспечения экологической безопасности. Вместе с тем, федеральные законы «Об ООС» и «Об ЭЭ» не содержат критериев определения и учета степени экологической опасности, а перечень объектов обязательной ГЭЭ сформулирован весьма широко, допускает субъективное толкование.

III. Отнесение документации к объекту ГЭЭ не вызывает затруднений для градостроительной документации, крупных проектов, прежде всего относящихся к федеральному уровню, но они могут быть при выделении отдельных ее частей для определения масштаба ОВОС по ним и необходимости проведения ГЭЭ.

Проблема осложняется тем обстоятельством, что вопрос об отнесении обосновывающей документации к объекту ГЭЭ должен быть ясен для заказчика в начале проектного цикла, в то время как окончательное решение МПР России (специально уполномоченный орган, который получает завершенную документацию) принимает в конце проектного цикла.

IV. Законодательство не разграничивает также требования к составу представляемых на экспертизу материалов ОВОС. Не учет особенностей подлежащего экспертизе проекта приводит либо к искусственному применение процедуры ОВОС, организации обсуждения проекта с гражданами и общественностью либо к возможности отклонения от экспертизы материалов по формальным признакам.

Правовые нормативные акты по классификации отсутствуют, но принципы ее в теории описаны, и в практике регионов применяются [ 83, 84].