logo
ОЗО -бакалавры / Учебники РЭиУ / ФЕдеральные округа

Транспорт и отрасли непроизводственной сферы

Отрасли непроизводственной сферы ЦФО являются наиболее развитыми в России. По некоторым показателям (количество занятых и др.) непроизводственная сфера в настоящее время является главным сектором занятости в округе. В первую очередь это так называемые столичные функции, главные из которых — государственное управле­щи I it'Mi'iiiit1 диплома himim ким ми n'ii ( миом рапными государ< i

нами ( >1Ш ГраДИЦИОННО кошичм рпруюп и и Mm кис и ев блИЖаЙШИХ пригородах, Кроме ЭТОГО Москва (и в меньшей степени Московская

tlC | ь) является крупнейшим в стране центром финансов, торговли,

науки, высшего образования, культуры и искусства. На Московский

pel | риходится примерно половина всех научных исследований

и I'(>ссии, около 80% капитала банков, здесь расположено более 150 ву-iiiii, подготавливающих специалистов по всем направлениям знаний. Важными центрами науки и высшего образования являются и другие крупные города Центральной России (Воронеж, Ярославль и др.).

Относительно хорошо развиты в округе туризм и курортное хо­зяйство. Главные достопримечательности сосредоточены в древнерус­ских городах «Золотого кольца» — Москва, Владимир, Суздаль, Ко­строма, Ярославль,_ Углич, Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев 11осад и некоторые другие. Эти города посещает большое число рос­сийских и иностранных туристов. Мощные системы рекреационных учреждений (пансионатов, санаториев, домов отдыха и т.п.) сформи­ровались в Московской области (в расчете на кратковременный отдых жителей региона) и в Тверской области (в районе верховьев Волги и вокруг озера Селигер).

Транспорт ЦФО также является наиболее развитым в стране. Широко представлены все виды транспорта, кроме морского. Межрай­онное значение получил внутренний водный транспорт — по Днепру, Волге и их притокам, здесь интенсивные торговые связи сложились уже в IX в. Именно благодаря им в Центральной России появились первые города. В начале XIX в. была сооружена Мариинская искусст­венная водная система, связавшая Москву с Санкт-Петербургом, т.е. реки бассейна Волги с реками бассейна Невы. Таким образом, товары из Центральной России получили непосредственный выход и к мор­ским торговым путям. Однако пропускная способность этой системы была незначительной.

Для решения проблемы массовой перевозки грузов и пассажиров между Москвой и Санкт-Петербургом в 1851 г. была построена первая в России железнодорожная магистраль (до нее имелась лишь неболь­шая дорога местного значения около Санкт-Петербурга). С этого вре­мени на территории современного ЦФО началось интенсивное строи­тельство железных дорог. Были проложены магистрали от Москвы к Нижнему Новгороду, Ярославлю, Курску, Рязани, Смоленску и др. Впоследствии эти дороги были продлены ко многим окраинам Рос­сийской империи (на Дальний Восток, в Среднюю Азию, Украину, Польшу и др.). Через территорию Центральной России были проло-

50

51

жены также железные дороги из восточных районов страны к портам Балтийского моря (Саратов—Рига, Вятка—Санкт-Петербург и др.). Уже в начале XX в. сформировалась густая сеть железных дорог, прак­тически совпадающая с современной и по уровню развития значитель­но превосходящая железнодорожные сети других частей страны.

В 1920—1930-е гг. появились новые виды транспорта — авиацион­ный и трубопроводный. Соответственно в Москве и ее окрестностях появились цервые аэропорты. В 1940 г. магистральный газопровод связал Москву с Поволжьем. Началось массовое строительство авто­мобильных дорог. Был сооружен мощный канал Москва—Волга, а со­оружение Беломорского и Волго-Донского каналов позволило орга­низовать прямое водное сообщение столицы с Азовским, Черным и Белым морями.

Во второй половине XX в. в Центральной России продолжилось интенсивное развитие автомобильного, трубопроводного и авиацион­ного транспорта. Вокруг Москвы сформировалась система аэропор­тов (Шереметьево, Домодедово, Внуково и др.), благодаря которой на Московский авиационный узел и в настоящее время приходится бо­лее половины всех авиационных перевозок в России. Системы нефте-и газопроводов связали Центральную Россию с крупнейшими поволж­скими и сибирскими месторождениями нефти и газа, обеспечив массо­вую поставку топлива местным потребителям и его транспортировку на экспорт. Началось массовое строительство не только магистраль­ных, но и внутрирегиональных автомобильных дорог с твердым по­крытием, что обеспечило ЦФО первое место по густоте автодорог сре­ди других регионов России.

Интенсивное строительство автодорог продолжается и в послед­ние годы, так как в современных условиях без стабильно функциони­рующего автотранспорта невозможно социально-экономическое раз­витие территории в целом. При этом наиболее развитой сеть автодорог является в Московской области (без учета Москвы), но и здесь их в со­отношении с имеющимися потребностями не хватает,"особенно совре­менных автомагистралей. Низким уровнем развития сети автодорог в округе выделяется Костромская область, в восточной части которой современных автодорог практически нет. В 2006 г. в Москве вступила в строй первая линия монорельсовой дороги.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4