Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
Отрасли непроизводственной сферы ЦФО являются наиболее развитыми в России. По некоторым показателям (количество занятых и др.) непроизводственная сфера в настоящее время является главным сектором занятости в округе. В первую очередь это так называемые столичные функции, главные из которых — государственное управлещи I it'Mi'iiiit1 диплома himim ким ми n'ii ( миом рапными государ< i
нами ( >1Ш ГраДИЦИОННО кошичм рпруюп и и Mm кис и ев блИЖаЙШИХ пригородах, Кроме ЭТОГО Москва (и в меньшей степени Московская
tlC | ь) является крупнейшим в стране центром финансов, торговли,
науки, высшего образования, культуры и искусства. На Московский
pel | риходится примерно половина всех научных исследований
и I'(>ссии, около 80% капитала банков, здесь расположено более 150 ву-iiiii, подготавливающих специалистов по всем направлениям знаний. Важными центрами науки и высшего образования являются и другие крупные города Центральной России (Воронеж, Ярославль и др.).
Относительно хорошо развиты в округе туризм и курортное хозяйство. Главные достопримечательности сосредоточены в древнерусских городах «Золотого кольца» — Москва, Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль,_ Углич, Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев 11осад и некоторые другие. Эти города посещает большое число российских и иностранных туристов. Мощные системы рекреационных учреждений (пансионатов, санаториев, домов отдыха и т.п.) сформировались в Московской области (в расчете на кратковременный отдых жителей региона) и в Тверской области (в районе верховьев Волги и вокруг озера Селигер).
Транспорт ЦФО также является наиболее развитым в стране. Широко представлены все виды транспорта, кроме морского. Межрайонное значение получил внутренний водный транспорт — по Днепру, Волге и их притокам, здесь интенсивные торговые связи сложились уже в IX в. Именно благодаря им в Центральной России появились первые города. В начале XIX в. была сооружена Мариинская искусственная водная система, связавшая Москву с Санкт-Петербургом, т.е. реки бассейна Волги с реками бассейна Невы. Таким образом, товары из Центральной России получили непосредственный выход и к морским торговым путям. Однако пропускная способность этой системы была незначительной.
Для решения проблемы массовой перевозки грузов и пассажиров между Москвой и Санкт-Петербургом в 1851 г. была построена первая в России железнодорожная магистраль (до нее имелась лишь небольшая дорога местного значения около Санкт-Петербурга). С этого времени на территории современного ЦФО началось интенсивное строительство железных дорог. Были проложены магистрали от Москвы к Нижнему Новгороду, Ярославлю, Курску, Рязани, Смоленску и др. Впоследствии эти дороги были продлены ко многим окраинам Российской империи (на Дальний Восток, в Среднюю Азию, Украину, Польшу и др.). Через территорию Центральной России были проло-
50
51
жены также железные дороги из восточных районов страны к портам Балтийского моря (Саратов—Рига, Вятка—Санкт-Петербург и др.). Уже в начале XX в. сформировалась густая сеть железных дорог, практически совпадающая с современной и по уровню развития значительно превосходящая железнодорожные сети других частей страны.
В 1920—1930-е гг. появились новые виды транспорта — авиационный и трубопроводный. Соответственно в Москве и ее окрестностях появились цервые аэропорты. В 1940 г. магистральный газопровод связал Москву с Поволжьем. Началось массовое строительство автомобильных дорог. Был сооружен мощный канал Москва—Волга, а сооружение Беломорского и Волго-Донского каналов позволило организовать прямое водное сообщение столицы с Азовским, Черным и Белым морями.
Во второй половине XX в. в Центральной России продолжилось интенсивное развитие автомобильного, трубопроводного и авиационного транспорта. Вокруг Москвы сформировалась система аэропортов (Шереметьево, Домодедово, Внуково и др.), благодаря которой на Московский авиационный узел и в настоящее время приходится более половины всех авиационных перевозок в России. Системы нефте-и газопроводов связали Центральную Россию с крупнейшими поволжскими и сибирскими месторождениями нефти и газа, обеспечив массовую поставку топлива местным потребителям и его транспортировку на экспорт. Началось массовое строительство не только магистральных, но и внутрирегиональных автомобильных дорог с твердым покрытием, что обеспечило ЦФО первое место по густоте автодорог среди других регионов России.
Интенсивное строительство автодорог продолжается и в последние годы, так как в современных условиях без стабильно функционирующего автотранспорта невозможно социально-экономическое развитие территории в целом. При этом наиболее развитой сеть автодорог является в Московской области (без учета Москвы), но и здесь их в соотношении с имеющимися потребностями не хватает,"особенно современных автомагистралей. Низким уровнем развития сети автодорог в округе выделяется Костромская область, в восточной части которой современных автодорог практически нет. В 2006 г. в Москве вступила в строй первая линия монорельсовой дороги.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Содержание
- Районирование россии и место в нем федеральных округов
- Состав федеральных округов Российской Федерации по состоянию на начало 2009 г.)
- Основные социально-экономические показатели по федеральным округам России в 2005 г.
- Глава 2 центральный федеральный округ Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Доля городского населения в Центральном федеральном округе на 1 января 2007 г.
- Ведущие отраслевые комплексы
- Производство металлорежущих станков в Центральном федеральном округе, шт.
- Производство хлопчатобумажных тканей в Центральном федеральном округе, млн м2
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 3 северо-западный федеральный округ
- Удельный вес Северо-Западного федерального округа
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 южный федеральный округ
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Отраслевая структура валового регионального продукта Южного федерального округа в 2005 г.
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5
- Приволжский федеральный округ
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли промышленности
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- Уральский федеральный округ
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Удельный вес уфо в общероссийских социально-экономических показателях (2005 г.)
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренняя дифференциация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Сибирский Федеральный округ
- Удельный вес Сибирского федерального округа в общероссийских
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Внешнеэкономическая деятельность
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- Дальневосточный федеральный округ
- Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Население
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития