logo
ОЗО -бакалавры / Учебники РЭиУ / ФЕдеральные округа

Внешнеэкономические связи

По объемам внешнеторгового оборота (около 40 млрд дол. США в 2005 г.) СЗФО находится в России на третьем месте после Централь­ного и Уральского федеральных округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга (примерно по 20 млрд дол. США), тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2,5 раза. Можно сказать, что СЗФО специализируется на импорте продукции зарубежных государств в Россию. Такая ситуация связана прежде все­го с географическим положением округа относительно западноевро­пейских зарубежных государств (главных внешнеторговых партнеров современной России) и внутренних районов страны. В последние 10— 15 лет на территории округа построены многочисленные предприятия (торговые, автосборочные, пищевые и др.), которые на основе исполь­зования импортных сырья и комплектующих обрабатывают и произ-, водят продукцию, сбываемую затем на всей территории России. По­этому на территории СЗФО так велик импорт, по объемам которого особенно выделяются Санкт-Петербург (импорт вдвое превосходит экспорт), а также Ленинградская и Калининградская области (импорт превосходит экспорт примерно в 5 раз).

Остальные регионы СЗФО (Мурманская область, Республика Коми и др.) имеют структуру внешней торговли, типичную для Рос­сии в целом. На внешний рынок они поставляют преимущественно сырье или продукты его первичной переработки (нефть, лес, метал­лы), а готовую потребительскую продукцию из зарубежных стран по­лучают в основном не напрямую, а через посреднические фирмы в Москве и Санкт-Петербурге. При этом объем внешнеторгового обо­рота зависит от размещения крупных предприятий-экспортеров (ме­таллургических комбинатов и т.п.).

Главными внешнеторговыми партнерами регионов СЗФО явля­ются государства Зарубежной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Швеция и др.), но значительны также связи с США, Япони­ей, Китаем, Кореей. Из государств СНГ самые тесные связи регионы округа'имеют с Белоруссией и Украиной.

Внутренние территориальные различия

В Северо-Западном федеральном округе довольно четко можно выделить три части (подрайона), различающиеся как по современной социально-экономической ситуации, так и по перспективам развития в ближайшие годы.

Первый подрайон — это центральная часть округа, включающая Санкт-Петербург и Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую обла­сти, а также южную часть Республики Карелия и западную часть Во­логодской области. Фактически это территория, находящаяся под не­посредственным влиянием Санкт-Петербурга — многомиллионного города, «второй столицы» России. Соответственно в промышленно­сти здесь главенствуют обрабатывающие отрасли — машиностроение, химическая промышленность, производство стали и проката. Относи­тельно благоприятны условия для развития некоторых подотраслей сельского хозяйства (молочно-мясное скотоводство, овощеводство, вы­ращивание картофеля и льна). На местном и импортном сырье могут развиваться перерабатывающие звенья агропромышленного комплек­са — пищевая и легкая промышленность. Транспортная инфраструк­тура является одной из наиболее развитых в России. Хорошо развиты также многие отрасли непроизводственной сферы, в том числе наука, высшее образование, культура и искусство. Наличие многочисленных культурно-исторических достопримечательностей, в том числе входя­щих в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, способ­ствует развитию туризма.

В перспективе здесь продолжится развитие тех отраслей, которым способствуют выгодное экономико-географическое положение, накоп­ленный научно-технический и культурный потенциал, наличие ква­лифицированных трудовых ресурсов. В первую очередь это наукоем­кие отрасли промышленности, непроизводственной сферы, туризм. Усилится также значение подрайона как связующего звена между внут­ренними частями России и западноевропейскими государствами. Это­му должно способствовать сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры — нефте- и газопроводов, скоростных железнодорож­ных и автомобильных магистралей, морских портов.

Второй подрайон — северо-восточная часть округа, включающая Мурманскую и Архангельскую области (в том числе Ненецкий АО), Республику Коми, а также северную часть Республики Карелия (се­вернее Онежского озера) и восточную часть Вологодской области (во­сточнее железнодорожной магистрали Москва—Архангельск). Это тер­ритория с суровыми природными условиями, что обусловливает неразвитость сельского хозяйства, слабые заселенность и транспорт­ную освоенность. В то же время здесь значительны запасы многих видов природных ресурсов, и расположены они сравнительно близко от главных экономических центров России и экспортных портов. По­этому в ближайшей перспективе ведущими на территории подрайона будут отрасли экономики, связанные с добычей и первичной перера­боткой имеющихся природных ресурсов, — нефтегазовая промышлен­ность, цветная металлургия, лесозаготовки и деревообработка, добы­ча железной руды и химического сырья, рыбная промышленность. Имеются также условия для развития туризма (горнолыжные курор­ты в Хибинах в Мурманской области, Соловецкий монастырь в Ар­хангельской области, «родина Деда Мороза» в. городе Великий Устюг Вологодской области и др.) и некоторых современных высокотехно­логичных производств (глубокая переработка древесины, строитель­ство атомных подводных лодок и морских нефтедобывающих плат­форм). Однако развитие экономики будет возможным только при условии закрепления на территории подрайона молодых и высокооб­разованных людей, для чего необходимо развивать сферу обслужива­ния населения и транспортную инфраструктуру.

Третья часть СЗФО — это расположенная на юго-западе Калинин­градская область, отделенная от остальной России территориями за­рубежных государств. Своеобразие социально-экономической ситуа­ции создают географическая оторванность, небольшие масштабы природных и социально-экономических ресурсов, а также особенно­сти исторического развития.

Главной в Калининградской области можно считать рыбную про­мышленность, поскольку она производит более '/3 всей промышлен­ной продукции региона. Рыболовство ведется преимущественно в Бал­тийском море, но может осуществляться и в удаленных акваториях Атлантического океана, для чего имеются производственные мощно­сти и соответствующая инфраструктура. Топливная промышленность обеспечивает около '/5 производства в области. Ежегодно добывается около 1,2 млн т нефти, 100 млн м3 газа, а также 30 тыс. т торфа. Место­рождения нефти и газа на суше уже истощены, и поэтому в перспекти­ве намечается переход на шельфовую добычу. Разведанные запасы по­зволят полностью удовлетворить собственные потребности в топливе, а также экспортировать часть добываемой нефти. Машиностроение области производит около 15% промышленной продукции. Промыш­ленность — это в основном судостроение, производство грузовых ва­гонов, точное машиностроение. Организованы совместные предприя­тия с корейскими и немецкими фирмами по сборке автомобилей из зарубежных комплектующих.

Морской транспорт области также имеет межрайонное значение, но существующие мощности Калининградского морского порта (4,5 млн т грузов в год) явно не отвечают потребностям России. В свя­зи с этим порт будет реконструироваться и расширяться, включая на­лаживание постоянного железнодорожного паромного сообщения с Санкт-Петербургом. Главные достоинства порта заключаются в том, что это единственный незамерзающий порт России на Балтийском море и расположен он на небольшом удалении от большинства портов Балтийского и Северного морей. Курортные учреждения сосредото­чены в основном на балтийском взморье в районе городов Зелено-градска, Светлогорска, Пионерского. Хорошие естественные пляжи с сосновыми лесами и умеренным климатом не уступают по своим воз­можностям отдыха и лечения курортам соседних Литвы (Паланга) и Латвии (Юрмала). Возможно рекреационное использование россий­ской части Куршской косы, но в ограниченных масштабах, поскольку она признана ЮНЕСКО памятником природного наследия человече­ства. Особое место в экономике региона занимает добыча янтаря на крупнейшем в мире месторождении этого минерала, расположенном на балтийском побережье. В Калининграде действуют предприятия но обработке янтаря, производству различных изделий их него, создан музей янтаря.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4