logo
ОЗО -бакалавры / Учебники РЭиУ / ФЕдеральные округа

Основные направления отраслевого и территориального развития

Для устойчивого развития экономики ДФО принципиальное зна­чение имеет реализация важнейших инвестиционных программ феде­рального значения.

Проект «Сахалин-1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные запасы отмеченных месторождений равны 307 млн т нефти и 485 млрд м3 газа. Капиталь­ные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд дол. США. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пиль-тун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т не­фти и 500 млрд м3 газа. Проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Саха-лин-5» будут поставлять 15 млрд м3 газа в Китай и 10 млрд м3 газа — в Южную Корею.

В Республике Саха (Якутия) разворачивается строительство боль­шого транспортного комплекса — железной дороги Беркакит—Том-мот—Якутск с окончанием строительства в 2010 г. и созданием здесь 20 тыс. новых рабочих мест помимо 4 тыс. рабочих мест, связанных с обслуживанием железной дороги; здесь же требует разрешения важная проблема — создание совмещенного железнодорожно-автомобильного места через р. Лену. Строительство автомобильной дороги «Колыма» бу­дет завершено к 2015 г., она свяжет Якутск и Магадан, капитальные вло­жения при этом составят 7 млрд руб. Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплек­са стоимостью 238 млрд руб. его строительство завершится к 2022 г. Всего в Республике Саха (Якутия) предусматривается реализация 24 инвестиционных проектов, на что будет потрачено 553 млрд руб.

В Приморском крае до 2012 г. планируется реализовать 27 инве­стиционных проектов. Речь идет о строительстве высоковольтной ли­нии ВЛ-500 Чугуевка—Находка стоимостью 12,5 млрд руб.; рекон­струкции железнодорожной станции Находка стоимостью 900 млн руб.; строительстве третьей очереди угольного комплекса в порту Восточ­ный стоимостью 4 млрд руб.; строительстве двух нефтеперерабатыва­ющих комбинатов стоимостью 29 млрд и 87 млрд руб. с созданием 4 тыс. новых рабочих мест.

В Хабаровском крае довольно высокая доля машиностроения в структуре промышленного производства, что отразилось на специфи­ке инвестиционных проектов федерального значения. Это развитие транспортных коммуникаций и машиностроительного комплекса. Все­го здесь предусматривается реализация 20 инвестиционных проектов стоимостью 74,5 млрд руб., в том числе высокотехнологичное науко­емкое целлюлозное производство в г. Амурске (стоимость 26 млрд руб.).

В составе инвестиционных проектов в Амурской области надо от­метить проект по завершению строительства железнодорожной ветки Улан—Эльга (270 км) — до Эльгинского каменноугольного месторож­дения (11 млрд руб.) с Благовещенской ТЭЦ-1, завершение сооруже­ния Бурейской ГЭС. Реализация всех намеченных проектов в Амур­ской области позволит создать 6,6 тыс. новых рабочих мест.

В Камчатском крае в долгосрочной перспективе предусмотрено реализовать 17 инвестиционных проектов общей стоимостью 21 млрд руб., обеспечивающих создание 3,5 тыс. новых рабочих мест. К важ­нейшим из них относятся: строительство газопровода (381 км) «Собо­левский район — Петропавловск-Камчатский» (стоимость более 8 млрд руб.) и освоение золотосеребряного месторождения Леутновское (2,4 млрд руб). В Корякском автономном округе предусмотрено реа­лизовать 12 инвестиционных проектов стоимостью 9,2 млрд руб., важ­нейшие из которых — промышленное освоение золотосеребряных ме­сторождений Аметистовое (3 млрд руб.), Озерновское (2,4 млрд руб.)

11 некоторые другие.

В Магаданской области предусмотрено реализовать 17 инвести­ционных проектов, в их числе строительство Среднеколымской ГЭС (27 млрд руб.), освоение Ланковского и Мелководненского месторож­дений бурых углей (24 млрд руб.), строительство высоковольтных ли­ний Оратукан—Магадан, Колымская ГЭС — Усть-Ольчуг, а также про­екты «Магадан-1» и «Магадан-2» (3,5 трлн руб.) по разработке месторождений нефти и газа тендерных участков шельфа Охотского моря. Реализация всех инвестиционных проектов в Магаданской об­ласти позволит создать более 3 тыс. новых рабочих мест.

В Сахалинской области предстоит реализовать 37 инвестицион­ных проектов, к важнейшим из которых относятся реконструкция Са­халинской железной дороги (стоимость 13 млрд руб.), транспортно-энергетический переход материк — Сахалин — остров Хоккайдо (Япония) через проливы Невельского и Лаперуза (суммарная сто­имость 250 млрд руб.), строительство на Курильских островах 20 рыбо-разводных заводов (около 8 млрд руб.) и др.

В Еврейской автономной области к основным инвестиционным проектам относятся реконструкция автомобильной дороги Биробид­жан—Амурзет (стоимость более 1 млрд руб.), подготовка к эксплуата­ции месторождений нефти и газа (более 8 млрд руб.).

В Чукотском автономном округе предусматривается реализация

12 инвестиционных проектов федерального значения. К важнейшим из них можно отнести промышленное освоение золоторудных место- рождений «Майское», «Купол» (стоимость 10,4 млрд руб.) и некото- рые другие.

Проект международного значения, предложенный к обсуждению российскими и американскими учеными, заключается в создании транспортного коридора через Берингов пролив (Сибирско-Аляскин-ская магистраль), стоимость строительства которой оценивается в 50— 60 млрд дол. США. Реализация этого проекта — дело отдаленного бу­дущего.

Экономическая комиссия ООН предложила проект «Европа — Республика Корея». Строительство дороги Сеул—Вонсан—Владивос­ток позволяет вдвое ускорить и наполовину удешевить доставку кон­тейнеров от Пусана (Республика Корея) до Западной Европы. Ско­рейшая реализация этого проекта позволит Транссибу успешно конкурировать с соперничающим проектом — «Великого шелкового» железнодорожного пути из Японии и Южной Кореи через Китай в Ев­ропу.

Китай также рассматривает два варианта расширения железной дороги с российским Дальним Востоком: перестройку железной доро­ги Уссурийск—Гродеково—Суйфэньхэ (123 км) и строительство новой железной дороги Уссурийск—Дунин, что откроет выход китайским грузам к Японскому морю.

Полным ходом идет строительство нефтепровода Восточная Си­бирь — Тихий Океан, который должен обеспечить выход сибирской нефти к незамерзающим портам на юге Дальнего Востока.

В настоящее время существуют несколько разных вариантов экс­порта природного газа из восточных районов России в страны Восточ­ной Азии.

  1. Республика Саха (Якутия) — Амурская область — Хабаровский край — Приморский край — Северная Корея — Южная Корея.

  2. Сахалин — Хабаровский край — Приморский край — Северная Корея — Южная Корея — Сахалин — Хоккайдо — Хонсю.

3. Восточная Сибирь — Дальний Восток — страны Восточной Азии. Организация в период до 2010 г. поставок природного газа с место- рождений Сахалинского шельфа в страны Восточной Азии возможна по двум вариантам. Первый предполагает сжижение природного газа на заводе в районе Корсакова и его дальнейшую транспортировку спе- циализированными морскими судами. Проект предусматривает стро- ительство магистрального газопровода от северо-восточного побере- жья Сахалина до порта Корсаков (625 км), завода по сжижению газа мощностью 9 млн т в год и экспортный терминал. Второй вариант — подача газа по газопроводу в Хабаровский и Приморский края и через пролив Лаперуза в Японию, а также строительство в Находке завода по сжижению газа и терминала по отгрузке сжиженного природного газа. Видимо, окончательное решение о строительстве газопроводов будет принято позже, после наращивания объемов добычи газа.

В связи с тем что в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке соз- дана мощная электроэнергетическая база (20% мощности всех электро- станций РФ), появилась возможность открытия энергомостов в стра- ны Азиатско-Тихоокеанского региона. Трансграничные энергомосты есть в Амурской области (с Китаем). Там действуют две линии элект- ропередачи, по которым осуществляется экспорт электроэнергии из Амурской энергосистемы в Северо-Восточный Китай (340 млн кВт-ч в 2004 г.). В будущем такие энергомосты могут сформироваться на юге Приморского края (с Китаем и КНДР), в Хабаровском крае (с Кита- ем). В проекте «Малый Китай» к 2010 г. в приграничные провинции Китая можно будет экспортировать до 5 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Основная роль здесь отводится Амурской области. В проекте «Большой Китай» отражено взаимное желание экспортировать из Рос- сии в Китай до 20 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Экспорт таких объемов электроэнергии должен осуществляться по мощным ЛЭП на крупные приемные пункты в приграничных провинциях Китая. Со- единение в перспективе российской энергосистемы с электросистема- ми стран Азиатско-Тихоокеанского региона вызовет необходимость разработки единых принципов энергообмена и условий работы энер- госистем. \

Специфика направленности хозяйства ДФО на работу на экспорт ставит вопрос создания современных транспортных коридоров. Рас­ширение внешнеторговых связей России со странами Азиатско-Тихо­океанского региона, разработка угольных бассейнов и других источ­ников углеводородного сырья потребуют интенсивного роста железнодорожных перевозок, создания развитой сети трубопроводов, сооружения линий электропередач, строительства автодорог, развития портового хозяйства в период до 2025 г. Всему этому будет способ­ствовать создание в округе особых экономических зон, например, в рай­оне города Находки, на острове Сахалин, в Магаданской области и др.

В мире насчитывается около 50 тыс. таких особых экономических зон (ОЭЗ), в них занято 60 млн работников, а объем продукции дости­гает 600 млрд дол. США в год. По мнению ученых, отличительное свой­ство этих зон — притягивание на свои орбиты не только иностранных, но и отечественных государственных и частных инвестиций. Созда­ние на Дальнем Востоке особых экономических зон может значитель­но повысить экспортный потенциал приграничных районов и воспол­нить недостаток в них рабочей силы. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зо­нах Российской Федерации» эти зоны создаются в целях развития об­рабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей, произ­водства новых видов продукции и развития транспортной инфраструк­туры. На территории ДФО могут создаваться ОЭЗ двух типов — про-мышленно-производственные ОЭЗ на площади не более 20 км2 и тех­нико-внедренческие ОЭЗ на общей площади не более 2 км2.

Льготный характер деятельности ОЭЗ заключается в таможенном режиме, при котором иностранные товары размещаются и использу­ются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную сто­имость, а также без применения запретов и ограничений, установлен­ных в соответствии с законодательством РФ. Российские же товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в со­ответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. ДФО располагает рядом тер­риторий, подготовленных для функционирования в качестве ОЭЗ: 1) город и порты Находка и Восточный; 2) локальный район в составе Хабаровска; 3) локальный район в составе Комсомольска-на-Амуре; 4) один из районов Владивостока; 5) зона Благовещенск—Хэйхэ; 6) большой Уссурийский остров в районе Хабаровска; 7) локальная зона «Приграничная» на юге Приморского края.

Заинтересованность в участии в названных зонах уже выразили предпринимательские круги Китая, Японии и Южной Кореи. Пред­полагается, например, к 2010 г. выйти через территорию Приморского края на экспорт 80 млн т нефти, в том числе 30 млн т — в Китай. При этом в рамках ОЭЗ в Приморье можно будет разместить совместные предприятия по глубокой переработке нефти на основе новейших тех­нологий. Другим направлением в Приморье может стать использова­ние транспортной инфраструктуры для внутрикитайских морских ка­ботажных перевозок угля, леса, автомобилей. Однако ДФО есть предпосылки по созданию и технико-внедренческих ОЭЗ.

Развитие индустрии туризма является важным фактором расши­рения межгосударственных связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Территория Дальнего Востока обладает бога­тейшими природными ресурсами и культурно-историческими памят­никами, которые могут быть весьма привлекательными для туристов. Достаточно назвать уникальные ландшафты Камчатки; «Полюс холо­да» на севере Якутии, Дальневосточный морской заповедник и другие объекты. Близость Дальнего Востока к странам Азии, наличие протя­женной границы с Китаем, незамерзающие морские порты, крупные транспортные артерии создают предпосылки для развития здесь ин­тенсивного международного туризма. Необходимо преодолевать труд­ности, стоящие на пути развития на Дальнем Востоке международно­го туризма.

Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте наиболее значимые составляющие природно-ресурсного потенциала Дальневосточного федерального округа.

  2. Какова демографическая ситуация в целом по округу и в от­дельных его субъектах?

  3. Назовите главные отрасли промышленной специализации в ок­руге.

  4. Каков уровень развития сельского хозяйства в округе?

  5. Как будут развиваться транспортные коммуникации на Даль­нем Востоке в обозримой и дальней перспективе?

  6. Укажите примеры важнейших инвестиционных проектов, го­товящихся к реализации в Дальневосточном федеральном ок­руге.

  7. В каких направлениях развиваются внешнеэкономические свя­зи Дальнего Востока?

  8. Почему создание особых экономических зон актуально для дальневосточных регионов?

  9. Как идет освоение Охотского морского шельфа и какие проек­ты нефтегазодобычи здесь получили развитие и готовятся к ре­ализации?

10. Каковы основные экологические проблемы на Дальнем Восто­ке?

1

8

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4