Основные направления отраслевого и территориального развития
Для устойчивого развития экономики ДФО принципиальное значение имеет реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения.
Проект «Сахалин-1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные запасы отмеченных месторождений равны 307 млн т нефти и 485 млрд м3 газа. Капитальные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд дол. США. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пиль-тун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. Проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Саха-лин-5» будут поставлять 15 млрд м3 газа в Китай и 10 млрд м3 газа — в Южную Корею.
В Республике Саха (Якутия) разворачивается строительство большого транспортного комплекса — железной дороги Беркакит—Том-мот—Якутск с окончанием строительства в 2010 г. и созданием здесь 20 тыс. новых рабочих мест помимо 4 тыс. рабочих мест, связанных с обслуживанием железной дороги; здесь же требует разрешения важная проблема — создание совмещенного железнодорожно-автомобильного места через р. Лену. Строительство автомобильной дороги «Колыма» будет завершено к 2015 г., она свяжет Якутск и Магадан, капитальные вложения при этом составят 7 млрд руб. Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса стоимостью 238 млрд руб. его строительство завершится к 2022 г. Всего в Республике Саха (Якутия) предусматривается реализация 24 инвестиционных проектов, на что будет потрачено 553 млрд руб.
В Приморском крае до 2012 г. планируется реализовать 27 инвестиционных проектов. Речь идет о строительстве высоковольтной линии ВЛ-500 Чугуевка—Находка стоимостью 12,5 млрд руб.; реконструкции железнодорожной станции Находка стоимостью 900 млн руб.; строительстве третьей очереди угольного комплекса в порту Восточный стоимостью 4 млрд руб.; строительстве двух нефтеперерабатывающих комбинатов стоимостью 29 млрд и 87 млрд руб. с созданием 4 тыс. новых рабочих мест.
В Хабаровском крае довольно высокая доля машиностроения в структуре промышленного производства, что отразилось на специфике инвестиционных проектов федерального значения. Это развитие транспортных коммуникаций и машиностроительного комплекса. Всего здесь предусматривается реализация 20 инвестиционных проектов стоимостью 74,5 млрд руб., в том числе высокотехнологичное наукоемкое целлюлозное производство в г. Амурске (стоимость 26 млрд руб.).
В составе инвестиционных проектов в Амурской области надо отметить проект по завершению строительства железнодорожной ветки Улан—Эльга (270 км) — до Эльгинского каменноугольного месторождения (11 млрд руб.) с Благовещенской ТЭЦ-1, завершение сооружения Бурейской ГЭС. Реализация всех намеченных проектов в Амурской области позволит создать 6,6 тыс. новых рабочих мест.
В Камчатском крае в долгосрочной перспективе предусмотрено реализовать 17 инвестиционных проектов общей стоимостью 21 млрд руб., обеспечивающих создание 3,5 тыс. новых рабочих мест. К важнейшим из них относятся: строительство газопровода (381 км) «Соболевский район — Петропавловск-Камчатский» (стоимость более 8 млрд руб.) и освоение золотосеребряного месторождения Леутновское (2,4 млрд руб). В Корякском автономном округе предусмотрено реализовать 12 инвестиционных проектов стоимостью 9,2 млрд руб., важнейшие из которых — промышленное освоение золотосеребряных месторождений Аметистовое (3 млрд руб.), Озерновское (2,4 млрд руб.)
11 некоторые другие.
В Магаданской области предусмотрено реализовать 17 инвестиционных проектов, в их числе строительство Среднеколымской ГЭС (27 млрд руб.), освоение Ланковского и Мелководненского месторождений бурых углей (24 млрд руб.), строительство высоковольтных линий Оратукан—Магадан, Колымская ГЭС — Усть-Ольчуг, а также проекты «Магадан-1» и «Магадан-2» (3,5 трлн руб.) по разработке месторождений нефти и газа тендерных участков шельфа Охотского моря. Реализация всех инвестиционных проектов в Магаданской области позволит создать более 3 тыс. новых рабочих мест.
В Сахалинской области предстоит реализовать 37 инвестиционных проектов, к важнейшим из которых относятся реконструкция Сахалинской железной дороги (стоимость 13 млрд руб.), транспортно-энергетический переход материк — Сахалин — остров Хоккайдо (Япония) через проливы Невельского и Лаперуза (суммарная стоимость 250 млрд руб.), строительство на Курильских островах 20 рыбо-разводных заводов (около 8 млрд руб.) и др.
В Еврейской автономной области к основным инвестиционным проектам относятся реконструкция автомобильной дороги Биробиджан—Амурзет (стоимость более 1 млрд руб.), подготовка к эксплуатации месторождений нефти и газа (более 8 млрд руб.).
В Чукотском автономном округе предусматривается реализация
12 инвестиционных проектов федерального значения. К важнейшим из них можно отнести промышленное освоение золоторудных место- рождений «Майское», «Купол» (стоимость 10,4 млрд руб.) и некото- рые другие.
Проект международного значения, предложенный к обсуждению российскими и американскими учеными, заключается в создании транспортного коридора через Берингов пролив (Сибирско-Аляскин-ская магистраль), стоимость строительства которой оценивается в 50— 60 млрд дол. США. Реализация этого проекта — дело отдаленного будущего.
Экономическая комиссия ООН предложила проект «Европа — Республика Корея». Строительство дороги Сеул—Вонсан—Владивосток позволяет вдвое ускорить и наполовину удешевить доставку контейнеров от Пусана (Республика Корея) до Западной Европы. Скорейшая реализация этого проекта позволит Транссибу успешно конкурировать с соперничающим проектом — «Великого шелкового» железнодорожного пути из Японии и Южной Кореи через Китай в Европу.
Китай также рассматривает два варианта расширения железной дороги с российским Дальним Востоком: перестройку железной дороги Уссурийск—Гродеково—Суйфэньхэ (123 км) и строительство новой железной дороги Уссурийск—Дунин, что откроет выход китайским грузам к Японскому морю.
Полным ходом идет строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан, который должен обеспечить выход сибирской нефти к незамерзающим портам на юге Дальнего Востока.
В настоящее время существуют несколько разных вариантов экспорта природного газа из восточных районов России в страны Восточной Азии.
Республика Саха (Якутия) — Амурская область — Хабаровский край — Приморский край — Северная Корея — Южная Корея.
Сахалин — Хабаровский край — Приморский край — Северная Корея — Южная Корея — Сахалин — Хоккайдо — Хонсю.
3. Восточная Сибирь — Дальний Восток — страны Восточной Азии. Организация в период до 2010 г. поставок природного газа с место- рождений Сахалинского шельфа в страны Восточной Азии возможна по двум вариантам. Первый предполагает сжижение природного газа на заводе в районе Корсакова и его дальнейшую транспортировку спе- циализированными морскими судами. Проект предусматривает стро- ительство магистрального газопровода от северо-восточного побере- жья Сахалина до порта Корсаков (625 км), завода по сжижению газа мощностью 9 млн т в год и экспортный терминал. Второй вариант — подача газа по газопроводу в Хабаровский и Приморский края и через пролив Лаперуза в Японию, а также строительство в Находке завода по сжижению газа и терминала по отгрузке сжиженного природного газа. Видимо, окончательное решение о строительстве газопроводов будет принято позже, после наращивания объемов добычи газа.
В связи с тем что в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке соз- дана мощная электроэнергетическая база (20% мощности всех электро- станций РФ), появилась возможность открытия энергомостов в стра- ны Азиатско-Тихоокеанского региона. Трансграничные энергомосты есть в Амурской области (с Китаем). Там действуют две линии элект- ропередачи, по которым осуществляется экспорт электроэнергии из Амурской энергосистемы в Северо-Восточный Китай (340 млн кВт-ч в 2004 г.). В будущем такие энергомосты могут сформироваться на юге Приморского края (с Китаем и КНДР), в Хабаровском крае (с Кита- ем). В проекте «Малый Китай» к 2010 г. в приграничные провинции Китая можно будет экспортировать до 5 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Основная роль здесь отводится Амурской области. В проекте «Большой Китай» отражено взаимное желание экспортировать из Рос- сии в Китай до 20 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Экспорт таких объемов электроэнергии должен осуществляться по мощным ЛЭП на крупные приемные пункты в приграничных провинциях Китая. Со- единение в перспективе российской энергосистемы с электросистема- ми стран Азиатско-Тихоокеанского региона вызовет необходимость разработки единых принципов энергообмена и условий работы энер- госистем. \
Специфика направленности хозяйства ДФО на работу на экспорт ставит вопрос создания современных транспортных коридоров. Расширение внешнеторговых связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, разработка угольных бассейнов и других источников углеводородного сырья потребуют интенсивного роста железнодорожных перевозок, создания развитой сети трубопроводов, сооружения линий электропередач, строительства автодорог, развития портового хозяйства в период до 2025 г. Всему этому будет способствовать создание в округе особых экономических зон, например, в районе города Находки, на острове Сахалин, в Магаданской области и др.
В мире насчитывается около 50 тыс. таких особых экономических зон (ОЭЗ), в них занято 60 млн работников, а объем продукции достигает 600 млрд дол. США в год. По мнению ученых, отличительное свойство этих зон — притягивание на свои орбиты не только иностранных, но и отечественных государственных и частных инвестиций. Создание на Дальнем Востоке особых экономических зон может значительно повысить экспортный потенциал приграничных районов и восполнить недостаток в них рабочей силы. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» эти зоны создаются в целях развития обрабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На территории ДФО могут создаваться ОЭЗ двух типов — про-мышленно-производственные ОЭЗ на площади не более 20 км2 и технико-внедренческие ОЭЗ на общей площади не более 2 км2.
Льготный характер деятельности ОЭЗ заключается в таможенном режиме, при котором иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ. Российские же товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. ДФО располагает рядом территорий, подготовленных для функционирования в качестве ОЭЗ: 1) город и порты Находка и Восточный; 2) локальный район в составе Хабаровска; 3) локальный район в составе Комсомольска-на-Амуре; 4) один из районов Владивостока; 5) зона Благовещенск—Хэйхэ; 6) большой Уссурийский остров в районе Хабаровска; 7) локальная зона «Приграничная» на юге Приморского края.
Заинтересованность в участии в названных зонах уже выразили предпринимательские круги Китая, Японии и Южной Кореи. Предполагается, например, к 2010 г. выйти через территорию Приморского края на экспорт 80 млн т нефти, в том числе 30 млн т — в Китай. При этом в рамках ОЭЗ в Приморье можно будет разместить совместные предприятия по глубокой переработке нефти на основе новейших технологий. Другим направлением в Приморье может стать использование транспортной инфраструктуры для внутрикитайских морских каботажных перевозок угля, леса, автомобилей. Однако ДФО есть предпосылки по созданию и технико-внедренческих ОЭЗ.
Развитие индустрии туризма является важным фактором расширения межгосударственных связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Территория Дальнего Востока обладает богатейшими природными ресурсами и культурно-историческими памятниками, которые могут быть весьма привлекательными для туристов. Достаточно назвать уникальные ландшафты Камчатки; «Полюс холода» на севере Якутии, Дальневосточный морской заповедник и другие объекты. Близость Дальнего Востока к странам Азии, наличие протяженной границы с Китаем, незамерзающие морские порты, крупные транспортные артерии создают предпосылки для развития здесь интенсивного международного туризма. Необходимо преодолевать трудности, стоящие на пути развития на Дальнем Востоке международного туризма.
Контрольные вопросы и задания
Охарактеризуйте наиболее значимые составляющие природно-ресурсного потенциала Дальневосточного федерального округа.
Какова демографическая ситуация в целом по округу и в отдельных его субъектах?
Назовите главные отрасли промышленной специализации в округе.
Каков уровень развития сельского хозяйства в округе?
Как будут развиваться транспортные коммуникации на Дальнем Востоке в обозримой и дальней перспективе?
Укажите примеры важнейших инвестиционных проектов, готовящихся к реализации в Дальневосточном федеральном округе.
В каких направлениях развиваются внешнеэкономические связи Дальнего Востока?
Почему создание особых экономических зон актуально для дальневосточных регионов?
Как идет освоение Охотского морского шельфа и какие проекты нефтегазодобычи здесь получили развитие и готовятся к реализации?
10. Каковы основные экологические проблемы на Дальнем Востоке?
- Содержание
- Районирование россии и место в нем федеральных округов
- Состав федеральных округов Российской Федерации по состоянию на начало 2009 г.)
- Основные социально-экономические показатели по федеральным округам России в 2005 г.
- Глава 2 центральный федеральный округ Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Доля городского населения в Центральном федеральном округе на 1 января 2007 г.
- Ведущие отраслевые комплексы
- Производство металлорежущих станков в Центральном федеральном округе, шт.
- Производство хлопчатобумажных тканей в Центральном федеральном округе, млн м2
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 3 северо-западный федеральный округ
- Удельный вес Северо-Западного федерального округа
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 южный федеральный округ
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Отраслевая структура валового регионального продукта Южного федерального округа в 2005 г.
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5
- Приволжский федеральный округ
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли промышленности
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- Уральский федеральный округ
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Удельный вес уфо в общероссийских социально-экономических показателях (2005 г.)
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренняя дифференциация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Сибирский Федеральный округ
- Удельный вес Сибирского федерального округа в общероссийских
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Внешнеэкономическая деятельность
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- Дальневосточный федеральный округ
- Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Население
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития