logo
ОЗО -бакалавры / Учебники РЭиУ / ФЕдеральные округа

Транспорт и отрасли непроизводственной сферы

Как и в целом по России, ведущую роль в межрайонных перевоз­ках в ЮФО играет железнодорожный транспорт. Велико также значе­ние автомобильного, морского, речного и трубопроводного транспор­та, а также смешанных морских и речных перевозок.

Железнодорожный транспорт посредством крупнейшего Ростов­ского железнодорожного узла обеспечивает связи округа с другими регионами России, с Украиной, Казахстаном (через Астрахань), а так­же с Закавказьем (Грузией и Азербайджаном). Наиболее интенсивные пассажирские перевозки осуществляются на магистральных направ­лениях Москва—Сочи, Москва — Минеральные Воды, Москва—Астра­хань. Большую роль в качестве транспортного пути играет Волга. Железнодорожный транспорт сочетается с речным транспортом, пе­ревозящим главным образом насыпные грузы по Волге и Дону.

Морской транспорт обслуживает экспортно-импортные перевоз­ки России, формируемые в портах Черного (Новороссийск, Туапсе); Азовского (Приморско-Ахтарск, Азов, Таганрог) и Каспийского мо­рей (Махачкала). Через Новороссийск и Туапсе проходит большая часть нефтяного и зернового экспорта страны. Порты Черного моря не справляются с все возрастающим уровнем внешних перевозок. Поэто­му остро стоит проблема увеличения мощности существующих пор­тов и строительства новых портов универсального значения, в первую очередь на полуострове Тамань.

Газопроводный транспорт работает в режиме Единой системы га­зоснабжения России, регулируя потоки газа, следующие на Юг со сто­роны Урало-Поволжья и Западной Сибири, и подключая к ним мест­ные ресурсы газа Астраханской области, Ставрополья и Кубани. Через район проходят также транзитные потоки природного газа из Туркме-

НО

111

нии в сторону Украины и Закавказья. Через Черное море в сторону Турции направлен газопровод «Голубой поток».

Грузооборот автотранспортных предприятий ЮФО ставит округ на пятое место в России по объему грузовых перевозок. Автомобиль­ный транспорт служит для внутрирайонных перевозок и имеет ис­ключительное значение для прямых связей со странами Закавказья (по Военно-Грузинской и Военно-Осетинским дорогам, пересекающим Большой Кавказ). Южный федеральный округ значительно превос­ходит среднероссийские показатели плотности автомобильных дорог с твердым покрытием (31 км на 1000 км2). Среди регионов округа ли­дирующие позиции занимают Северная Осетия (286 км на 1000 км2), Кабардино-Балкария (238), Адыгея (209). Наименьшая плотность ав­томобильных дорог - в Калмыкии (38), Ростовской (49) и Астраханс­кой (60 км на 1000 км2) областях.

В последние годы существенно возросла роль автомобильного транспорта в межрайонных перевозках, связанная в первую очередь с доставкой скоропортящихся грузов (плодов, овощей и др.) в Моск­ву, Санкт-Петербург и другие крупные города европейской части стра­ны с помощью специального автотранспорта (трейлеров, оборудован­ных холодильными установками).

Из отраслей непроизводственной сферы всероссийское значение в ЮФО имеет курортное хозяйство. Курортно-рекреационный ком­плекс Южного федерального округа отличается самыми крупными масштабами в стране. В России около 150 курортов климатического, бальнеологического, бальнегрязевого профиля, и свыше 50 из них рас­положены именно здесь. Большой известностью и популярностью пользуются курорты Черноморского побережья Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик). В Ставропольском крае расположена зна­менитая группа курортов Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск). Заслуженной популярностью у туристов, альпинистов, горнолыжников пользуются Домбай и Тебер-да (Карачаево-Черкессия), Баксанское ущелье (Кабардино-Балкария) и другие районы с уникальными природными ландшафтами. Разви­тие курортно-рекреационного комплекса отличается неравномерно­стью. Более 80% санаториев и 90% турбаз сконцентрированы в Став­ропольском и Краснодарском краях, особенно на Черноморскоме побережье Краснодарского края, где в сезон здравницы полностью за­полнены и не могут вместить всех желающих. В то же время рекреаци­онные ресурсы побережья Каспийского моря используются очень сла­бо. То же самое можно сказать и о ресурсах горной зоны национальных республик, но в данном случае дело не только в недостаточном разви-

i ии материальной базы. Нестабильность политической обстановки, межнациональные конфликты отпугивают потенциальных туристов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4