logo
ОЗО -бакалавры / Учебники РЭиУ / ФЕдеральные округа

Транспорт и отрасли непроизводственной сферы

  • Отрасли социальной инфраструктуры, как и сельское хозяйство, в Уральском округе развиты сравнительно слабо. По многим показа­телям (в расчете на одного жителя) округ отстает от среднероссийских значений, которые и так невелики по сравнению с аналогичными циф­рами в развитых странах мира. Такая ситуация связана с тем, что неко­торые регионы округа (северные автономные округа) являются тер­риториями нового освоения, где инфраструктурные отрасли всегда слаборазвиты, а в других регионах (Свердловская и Челябинская об­ласти) приоритет на протяжении многих десятилетий отдавался про­мышленному производству или они вообще отставали в экономичес­ком развитии (Курганская область и юг Тюменской области).

  • Наиболее развитой инфраструктурной отраслью в УФО является транспорт, который обслуживает не только население (социальная инфраструктура), но и другие отрасли хозяйства (производственная инфраструктура). Хозяйственные связи предприятий округа обеспе­чивают в основном железнодорожный и трубопроводный транспорт.

  • Железнодорожное строительство в юго-западной части округа началось в конце XIX в., когда появились широтные железные дороги для вывоза продукции с территории УФО на запад (Екатеринбург-Пермь, Челябинск—Уфа), а затем и транзитная Транссибирская маги­страль, которая связала Сибирь и Дальний Восток с Центральной Рос­сией. В настоящее время основные объемы грузов перевозятся именно по транзитным железнодорожным магистралям, связывающим евро­пейскую и азиатскую части России. Значительная часть грузов следу­ет по этим железным дорогам на Урал или с Урала. Это магистрали,!; проходящие по линиям Омск-Тюмень-Екатеринбург-Пермь, Омск-Петропавловск (в Казахстане) - Курган-Челябинск-Уфа, Барнаул-Астана (в Казахстане)—Магнитогорск—Уфа.

  • В конце XIX в. появились железные дороги, связывающие между собой районы Урала в меридиональном направлении (некоторые уча­стки даже раньше широтных дорог), но в магистрали они были преоб-: разованы уже во второй половине XX в. Это дороги Троицк-Челя­бинск-Екатеринбург-Нижний Тагил-Серов-Ивдель-Приобье, Тюмень-Сургут-Новый Уренгой-Ямбург. Строительство последней магистрали было закончено только в 1980-е гг.

  • В 1960-е гг. на территории УФО началось интенсивное строитель­ство трубопроводов. Первоначально был построен транзитный нефте­провод с запада на восток по линии Уфа-Челябинск-Курган-Омск. Но с 1970-х гг., по мере освоения нефтяных и газовых месторождений в северных автономных округах, главные трубопроводы протянулись с севера округа (из Сургута, Нового Уренгоя и других центров) в юго-I западном направлении. Именно по ним сегодня нефть и природный газ из УФО поступают в европейскую часть России и на экспорт.

  • Для перевозки грузов в северных автономных округах значитель­ную роль играет речной транспорт. Главными речными портами явля­ются Нижневартовск, Сургут, Салехард (одновременно также морской) и Лабытнанги. К последнему проложена ветка от Печерской железно­дорожной магистрали из Республики Коми.

  • Для перевозки местных грузов и для населения наибольшее зна­чение имеет автомобильный транспорт. Об уровне его развития мож­но судить по густоте автодорог. В целом по округу этот показатель в 1,5 раза ниже среднего по России, и так очень низкого по сравнению с развитыми странами. Даже там, где природные условия для строи­тельства дорог наиболее благоприятны (Курганская область и равнин­ные районы Челябинской области), ко многим сельским населенным пунктам автомобильные дороги с твердым покрытием не проложены. В северных автономных округах строительство автодорог с твердым покрытием фактически началось только в 1990-е гг., и сейчас ими свя­заны только некоторые города.

  • Из-за слабой обеспеченности железными и автомобильными до­рогами северных автономных округов для перевозки пассажиров боль­шое значение имеет авиационный транспорт. Во многих районах это единственный круглогодично действующий вид транспорта. Крупней­шим аэропортом в УФО является Кольцове около Екатеринбурга.

  • Yandex.RTB R-A-252273-3
    Yandex.RTB R-A-252273-4