Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
Отрасли социальной инфраструктуры, как и сельское хозяйство, в Уральском округе развиты сравнительно слабо. По многим показателям (в расчете на одного жителя) округ отстает от среднероссийских значений, которые и так невелики по сравнению с аналогичными цифрами в развитых странах мира. Такая ситуация связана с тем, что некоторые регионы округа (северные автономные округа) являются территориями нового освоения, где инфраструктурные отрасли всегда слаборазвиты, а в других регионах (Свердловская и Челябинская области) приоритет на протяжении многих десятилетий отдавался промышленному производству или они вообще отставали в экономическом развитии (Курганская область и юг Тюменской области).
Наиболее развитой инфраструктурной отраслью в УФО является транспорт, который обслуживает не только население (социальная инфраструктура), но и другие отрасли хозяйства (производственная инфраструктура). Хозяйственные связи предприятий округа обеспечивают в основном железнодорожный и трубопроводный транспорт.
Железнодорожное строительство в юго-западной части округа началось в конце XIX в., когда появились широтные железные дороги для вывоза продукции с территории УФО на запад (Екатеринбург-Пермь, Челябинск—Уфа), а затем и транзитная Транссибирская магистраль, которая связала Сибирь и Дальний Восток с Центральной Россией. В настоящее время основные объемы грузов перевозятся именно по транзитным железнодорожным магистралям, связывающим европейскую и азиатскую части России. Значительная часть грузов следует по этим железным дорогам на Урал или с Урала. Это магистрали,!; проходящие по линиям Омск-Тюмень-Екатеринбург-Пермь, Омск-Петропавловск (в Казахстане) - Курган-Челябинск-Уфа, Барнаул-Астана (в Казахстане)—Магнитогорск—Уфа.
В конце XIX в. появились железные дороги, связывающие между собой районы Урала в меридиональном направлении (некоторые участки даже раньше широтных дорог), но в магистрали они были преоб-: разованы уже во второй половине XX в. Это дороги Троицк-Челябинск-Екатеринбург-Нижний Тагил-Серов-Ивдель-Приобье, Тюмень-Сургут-Новый Уренгой-Ямбург. Строительство последней магистрали было закончено только в 1980-е гг.
В 1960-е гг. на территории УФО началось интенсивное строительство трубопроводов. Первоначально был построен транзитный нефтепровод с запада на восток по линии Уфа-Челябинск-Курган-Омск. Но с 1970-х гг., по мере освоения нефтяных и газовых месторождений в северных автономных округах, главные трубопроводы протянулись с севера округа (из Сургута, Нового Уренгоя и других центров) в юго-I западном направлении. Именно по ним сегодня нефть и природный газ из УФО поступают в европейскую часть России и на экспорт.
Для перевозки грузов в северных автономных округах значительную роль играет речной транспорт. Главными речными портами являются Нижневартовск, Сургут, Салехард (одновременно также морской) и Лабытнанги. К последнему проложена ветка от Печерской железнодорожной магистрали из Республики Коми.
Для перевозки местных грузов и для населения наибольшее значение имеет автомобильный транспорт. Об уровне его развития можно судить по густоте автодорог. В целом по округу этот показатель в 1,5 раза ниже среднего по России, и так очень низкого по сравнению с развитыми странами. Даже там, где природные условия для строительства дорог наиболее благоприятны (Курганская область и равнинные районы Челябинской области), ко многим сельским населенным пунктам автомобильные дороги с твердым покрытием не проложены. В северных автономных округах строительство автодорог с твердым покрытием фактически началось только в 1990-е гг., и сейчас ими связаны только некоторые города.
Из-за слабой обеспеченности железными и автомобильными дорогами северных автономных округов для перевозки пассажиров большое значение имеет авиационный транспорт. Во многих районах это единственный круглогодично действующий вид транспорта. Крупнейшим аэропортом в УФО является Кольцове около Екатеринбурга.
- Содержание
- Районирование россии и место в нем федеральных округов
- Состав федеральных округов Российской Федерации по состоянию на начало 2009 г.)
- Основные социально-экономические показатели по федеральным округам России в 2005 г.
- Глава 2 центральный федеральный округ Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Доля городского населения в Центральном федеральном округе на 1 января 2007 г.
- Ведущие отраслевые комплексы
- Производство металлорежущих станков в Центральном федеральном округе, шт.
- Производство хлопчатобумажных тканей в Центральном федеральном округе, млн м2
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 3 северо-западный федеральный округ
- Удельный вес Северо-Западного федерального округа
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 южный федеральный округ
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Отраслевая структура валового регионального продукта Южного федерального округа в 2005 г.
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5
- Приволжский федеральный округ
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли промышленности
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- Уральский федеральный округ
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Удельный вес уфо в общероссийских социально-экономических показателях (2005 г.)
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренняя дифференциация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Сибирский Федеральный округ
- Удельный вес Сибирского федерального округа в общероссийских
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Внешнеэкономическая деятельность
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- Дальневосточный федеральный округ
- Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Население
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития