Население
В ДФО наблюдается тенденция к снижению естественного прироста: с -3,5 человек на 1000 населения в 2001 г. до -3,8 человек на 1000 населения в 2006 г. Численность населения снижается как в целом по округу — до нынешних 6,5 млн человек в 2006 г., так и по отдельным субъектам Федерации. В частности, численность населения Республики Саха (Якутия) снизилась с 958 тыс. человек в 2001 г. до 950 тыс. в 2006 г.; в Приморском крае — с 2120 тыс. до 2019 тыс.; в Хабаровском крае — с 1460 тыс. до 1412 тыс.; в Амурской области — с 923 тыс. до 881 тыс.; в Камчатском крае — с 367 тыс. до 349 тыс.; в Магаданской области - с 194 тыс. до 172 тыс.; в Сахалинской области — с 560 тыс. до 526 тыс.; в Чукотском автономном округе — с 57 тыс. до 51 тыс.; в Еврейской автономной области — с 193 тыс. человек в 2001 г. до 187 тыс. в 2006 г. Численность городского населения сократилась с 5182 тыс. человек в 2001 г. до 4855 тыс. в 2006 г. В частности, численность населения в г. Владивостоке сократилась с 654 тыс. человек в 1996 г. до 584 тыс. в 2006 г., в Хабаровске - с 616 тыс. человек до 578 тыс., в Комсомольске-на-Амуре - с 304 тыс. человек до 273 тыс., в Благовещенске — с 218 тыс. человек в 1996 г. до 212 тыс. в 2006 г.
Сокращается как общая численность населения, так и численность активного населения, в том числе занятого в экономике. При этом уменьшаются число безработных и уровень безработицы. Возрастной состав населения в районе на 1 января 2006 г. составил: 17,9% - лица моложе трудоспособного возраста, 66% - в трудоспособном возрасте и 16,1% — лица старше трудоспособного возраста; доля женщин — 51,7%, мужчин - 48,3%.
Национальная структура населения характеризуется преобладанием русских - 83%, народов Севера - 7,3%; проживают также корейцы - 1,5%, китайцы - 1,4% и др. народности. На Камчатке проживают коряки и ительмены; в бассейне Амура, ниже Хабаровска, — нанайцы и ульчи, к востоку от Нижнего Амура - орочи; на севере Хабаровского края - эвены, в Саха (Якутии) - якуты и т.д.
Традиционная особенность ДФО -- острый дефицит рабочей силы. Ежегодно сюда привлекают трудовые ресурсы из других районов Российской Федерации, однако из-за суровых природных условий, особенно в северных районах, и отставания в развитии социальной инфраструктуры приживаемость мигрантов низка, а отток населения за пределы ДФО велик. Особенно обострилась эта тенденция в связи с прекращением государственной поддержки некоторых менее рентабельных производств на севере округа.
Активные миграционные процессы с соседними зарубежными государствами способствуют существенному увеличению в ДФО численности китайцев и корейцев, форсируют развитие ассимиляции, определяют снижение доли славянского населения в округе.
Ведущие отраслевые комплексы
Хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые климатические условия, удаленность от регионов Центральной России, специфика исторической судьбы определили особенности экономики Дальнего Востока. Основными отраслями рыночной специализации здесь являются в промышленности — цветная металлургия (добыча и обработка цветных и драгоценных металлов, а также алмазов), машиностроение (судостроение и судоремонт), лесная промышленность, рыбная промышленность; в сельском хозяйстве — производство риса и сои, а также пушной промысел, из других отраслей - морской транспорт.
Валовой региональный продукт в Дальневосточном федеральном округе удвоился с 2000 г., хотя был дифференцированным по отдельным субъектам. В целом же он составляет менее 5% всего продукта РФ и распределялся с небольшим перевесом в пользу отраслей производящих услуги, а среди отраслей, производящих товары, выделялась промышленность, на которую приходилась '/3 товарного производства (табл. 8.3).
Таблица 8.3
Отраслевая структура валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа (2005 г.)
Отрасль | Удельный вес, % |
Отрасли, производящие товары: | 46,3 |
промышленность | 31,3 |
сельское хозяйство | 4,0 |
строительство | 10,4 |
Отрасли, производящие услуги: | 52,5 |
транспорт | 11,1 |
связь | 2,3 |
торговля и коммерческая деятельность | 11,9 |
Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 355-357.
Расчеты индикаторов по девяти субъектам ДФО показали, что в четырех из них объем ВРП на душу населения выше, чем в среднем по округу (Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский АО, Сахалинская область), в трех - на уровне среднего по округу, а в трех -значительно ниже (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская АО). Примерно так же складывались различия среднедушевых денежных доходов населения и объема розничного товарооборота.
Промышленное производство ДФО включает несколько отраслей специализации — рыбную промышленность, лесную промышленность и цветную металлургию.
Рыбная промышленность. Основной промысел рыбы и морепродуктов ведется в Беринговом, Охотском и Японском морях. Почти половину уловов рыбы дает Приморский край, 2/5 - Камчатка и Сахалин, а остальную часть — Хабаровский край и Магаданская область.
Основную часть улова рыбы дают крупные рыболовные суда. Ассортимент промысловых рыб разнообразен. Для увеличения количества лососевых рыб заключено специальное соглашение между Россией и Японией о регулировании их лова; в Камчатском крае простроены заводы по искусственному разведению лососевых и других ценных пород рыб. У южных и западных берегов Камчатки и у Курил ведется лов крабов. Создано несколько крабоконсервных производств, продукция которых имеет большой спрос на мировом рынке. На Дальнем Востоке ведется промысел моржей, тюленей, котика и т.д. Стоит задача освоить добычу более широкого круга морепродуктов: пищевых водорослей, моллюсков, креветок, трепангов, мидий, кальмаров, которыми богаты прибрежные морские воды. Наиболее крупные береговые рыбохозяйственные объекты концентрируются в районах морских портовых центров — городов Владивостока, Находки, Ванино, Корсакова, Холмска, Петропавловска-Камчатского, Магадана.
Специфика рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока состоит в том, что добыча сырья обеспечивается за счет океанического рыболовства, причем почти 98% его приходится на экономическую зону России. Все это вызывает необходимость пропорционального развития флота различных направлений — добывающего, обрабатывающего, транспортного, вспомогательного, — а также обслуживающей его инфраструктуры.
Стоит задача увеличения объемов прибрежного лова. Ее выполнение позволит увеличить число занятых в рыбной промышленности до 40 тыс. человек и будет способствовать развитию промышленной марикультуры. Предполагается модернизация рыболовного флота, а также строительство на Дальнем Востоке новых судов, прежде всего для развития флота прибрежного рыболовства. Дальнейшее развитие береговой обрабатывающей базы рыбной промышленности в ДФО предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение производства, чтобы обеспечить выпуск рыбной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Предприятия лесного комплекса ДФО заготавливают примерно '/3 расчетной лесосеки, что свидетельствует о больших резервах для увеличения лесозаготовок. Основные лесозаготовительные базы расположены по Нижнему и Среднему Амуру и всей Уссури, Средней Зее и Бурее, а также в центре и на юге Сахалина. Вырубаются лиственница, ель, кедр и пихта, а также широколиственные леса. Лесопиление получило развитие в Хабаровском и Приморском краях, Республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда довольно много пиломатериалов поступает на экспорт. Производство пиломатериалов на Дальнем Востоке увеличилось с 673 тыс. м3 в 2000 г. до 1234 тыс. м3 в 2005 г. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, картона — в Хабаровском крае, клееной фанеры — в Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность (домостроение, производство тары, мебели, фанеры) развита недостаточно, и это сдерживает развитие лесозаготовок. В перспективе важное значение имеет расширение глубокой переработки древесины, в том числе в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Цветная металлургия представлена добычей золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцовых и других руд, а также производством свинца. Золотодобыча относится к старейшим отраслям в ДФО. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бурей, Ам-гуни, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Две трети всего золота России дают Магаданская область и Республика Саха (Якутия). Причем основная проблема в отрасли — переход от россыпной к рудной добычи золота. Добыча алмазов осуществляется на западе Республики Саха (Якутия).
Вольфрамовая промышленность сосредоточена в Магаданской области и Приморском крае; перспективны месторождения вольфрама в Якутии. Добыча сурьмы осуществляется в Якутии. В Приморском крае расположено крупное месторождение плавикового шпата — Вознесенское, на базе которого работает Ярославский ГОК. В ДФО работают несколько предприятий оловянной промышленности — ГОКи Депутатский, Солнечный, Хинганолово, Иультинский, Хрус-тальненский. Стоят задачи по расширению добычи цветных металлов: олова — в Хабаровском крае, марганца — в Еврейской АО, редкоземельных металлов — в Саха (Якутии), свинцово-цинковых и вольфрамовых — в Приморском крае. Необходимо обновление оборудования на предприятии по производству свинца в Рудной Пристани (Приморский край).
Важное значение для округа имеет черная металлургия. Увеличиваются мощности завода «Амурсталь», но потребность в металле растет довольно быстро, а завоз в район металла требует высоких транспортных издержек. В результате в г. Комсомольске-на-Амуре построен еще один — передельный — минизавод. Если в 2000 г. ДФО производил 400 тыс. т стали, то в 2005 г. - 800 тыс. т.
В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены многочисленные предприятия различных подотраслей. Наибольшее развитие получили предприятия судостроения и судоремонта, связанные с рыбной промышленностью, а также морским и речным транспортом. В морских и речных портах Дальнего Востока строятся малые и средние суда, ремонтируются крупные. Заметное развитие здесь получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроения и целый ряд других подотраслей машиностроения. Основные центры — Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Арсеньев.
В округе представлены также отрасли машиностроения по производству и ремонту сельскохозяйственных машин, средств транспорта, техники для горной и лесной промышленности. Развито военное судостроение. Передовые отрасли военно-промышленного комплекса опираются на научный потенциал европейской части страны. Это сборочные и ремонтные заводы — самолеты «Су» (Комсомольск-на-Амуре), многоцелевые вертолеты «Черная акула» (Арсеньев), атомные подводные лодки (Большой Камень).
Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережающими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то в 2005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Основными источниками добычи углей были предприятия Приморского, Хабаровского краев и Магаданской области. Сейчас ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному бассейну. Добыча нефти возросла с 3,7 млн т в 2000 г. до 4,4 млн т в 2005 г., причем нефть с северо-востока Сахалина поступает по двум нефтепроводам в Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск.
Производство электроэнергии на ДФО возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. В южной зоне Дальнего Востока сосредоточены основные электроэнергетические мощности, объеди-неннные в единую энергосистему. Энергоузлы на севере района работают изолированно, отличаются меньшей мощностью и обеспечивают локальные потребности. В южной части района преобладают ГРЭС и ТЭЦ; крупнейшая ГЭС — Зейская, кроме нее работают ГЭС на Бурее, Вилюе и Колыме, а на севере — Билибинская АТЭЦ. Перед районом стоит задача удовлетворить энергетические потребности за счет собственных ресурсов.
Сельское хозяйство. В вопросах социально-экономического развития ДФО важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95% посевной площади Дальнего Востока. Из 3 млн га посевных площадей района под зерновыми культурами занято примерно 40%, под соей — 35%, под картофелем и овощами — 6—7%, под кормовыми — 15—20%. Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но их урожайность пока остается ниже среднероссийской. На долю Дальнего Востока приходится более 90% всех посевов сои. В южной части района выращивается картофель и овощи. Горные таежные районы богаты пушным и другим промысловым зверьем, поэтому здесь развит охотничий промысел и звероводство.
На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. Продуктивность крупного рогатого скота ниже среднероссийского уровня. По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская и Камчатская области. Мясная продукция завозится сюда из Западной Сибири, европейских районов и зарубежных стран, поэтому важнейшей проблемой является полная обеспеченность населения свежими молочными продуктами и мясом. Некоторые регионы Дальнего Востока полностью обеспечивают себя собственным картофелем и овощами и даже имеют избытки этой продукции.
Большое значение имеет дальнейшее развитие тех отраслей сельского хозяйства, по которым Дальний Восток специализируется в общероссийском разделении труда: выращивание сои, риса, клеточное звероводство, пантовое оленеводство, культивирование и сбор лекарственных трав. ДФО располагает возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.
Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
Уязвимое место региона — слабая транспортная связь с основной территорией России. Практически отсутствует надежное автомобильное сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Железнодорожных магистралей две — Транссибирская и Байкало-Амурская (Транссиб и БАМ), повсеместно функционируют лишь воздушный транспорт. Непомерно возросшие железнодорожные тарифы экономически отрезали Дальний Восток от остальных, особенно европейских, регионов России. В перспективе первостепенное значение в деле превращения российского Дальнего Востока в международный транспортный коридор, связывающий государства Еврозоны с Японией и другими азиатскими странами, будет иметь развивитие железнодорожной транспортной системы. Пока же густота железнодорожных путей общего пользования составляет 13 км на 10 тыс. км2 территории ДФО в 2005 г. против 50 км на 10 тыс. км2 по России в целом. Более половины железнодорожных перевозок на Дальнем Востоке обеспечивают местные перевозки (уголь, нефтепродукты и строительные материалы). Основная действующая в округе магистраль — Транссиб (9288 км от Москвы до Владивостока через Челябинск). Ее техническая оснащенность позволяет перевозить до 130 млн т грузов, в том числе до 250 тыс. контейнеров международного транзита в двадцатифутовом эквиваленте. За последние годы на Транссибе и БАМе завершена реконструкция мостовых переходов, в том числе через р. Амур. Закончено строительство уникального Северо-Муйского тоннеля. Строительство автомобильно-железнодорожного моста через Амур позволит увеличить пропускную способность Транссиба. Сейчас рассматривается проект продления Транссиба через о. Сахалин до Японии, что удешевит железнодорожные перевозки. В долгосрочной перспективе Транссиб и БАМ будут использоваться для транспортировки продукции глубокой переработки.
Морской транспорт играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с о. Сахалином (17% всех грузовых перевозок на Дальнем Востоке). На Дальнем Востоке находится большой участок Северного морского пути - главной магистрали России в Арктике (5600 км от Карских ворот до бухты Провидения). Но оценкам экспертов, поток грузов по Северному морскому пути к 2015 г. может достигнуть 14—15 млн т. После завершения строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ) открывается возможность создания нового маршрута: Северный морской путь — река Лена — АЯМ — Транссиб — страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отечественный морской транспортный флот обеспечивает экспортно-импортные перевозки примерно на одну треть. Россия практически лишилась на Дальнем Востоке современного контейнерного, танкерного, пассажирского флота. Доля обрабатываемых в портах Дальнего Востока иностранных судов достигает 75%. На территории ДФО находится 332 порта и портовых пункта. Их мощность составляет 80 млн т, причем их загруженность составляет 60—70%. Основной объем перевозки грузов между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона проходит через дальневосточные порты — Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Советская Гавань, Магадан, Корсаков. Причем Владивосток, Находка и Восточный являются глубоководными портами, и, к сожалению, их мощности используются на 60%. Новые портовые транспортно-технологические комплексы создаются здесь как условия освоения нефтегазовых месторождений и раз-, витие транзита. Например, транзитный грузопоток в Китай проходит через порт Зарубино и другие порты на юге Приморья.
Воздушный транспорт ДФО используется для перевозки на дальние расстояния авиапассажиров, а также наиболее ценных и дорогостоящих грузов. Из числа аэропортов Дальнего Востока, имеющих статус международных, можно отметить Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск. Есть проект организации авиамаршрутов из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через Северный Ледовитый океаН, Сибирь и Якутию.
Развитие отраслей непроизводственной сферы имеет принципиальное значение для Дальнего Востока. Отрасли непроизводственной сферы благотворно влияют на закрепление населения, особенно в южных районах Дальнего Востока. В частности, отток населения из северных регионов Дальнего Востока желательно перевести не за пределы района, а в южную зону ДФО. Вполне понятно, что дальнейшее развитие отраслей непроизводственной сферы будет этому способствовать.
За период 2001—2005 гг. произошло значительное расширение отдельных отраслей этой сферы. В частности, оборот розничной торговли в районе увеличился со 125 402 млн до 286 078 млн руб., объем платных услуг населению возрос с 49 467 млн до 133 416 млн руб. Выросли объемы услуг связи, коммунальных услуг и т.д. Растет ввод в действие жилых домов с 882 тыс. м2 общей площади до 934 тыс. м2. Вместе с тем увеличился ввод в действие индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных заемных средств.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Содержание
- Районирование россии и место в нем федеральных округов
- Состав федеральных округов Российской Федерации по состоянию на начало 2009 г.)
- Основные социально-экономические показатели по федеральным округам России в 2005 г.
- Глава 2 центральный федеральный округ Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Доля городского населения в Центральном федеральном округе на 1 января 2007 г.
- Ведущие отраслевые комплексы
- Производство металлорежущих станков в Центральном федеральном округе, шт.
- Производство хлопчатобумажных тканей в Центральном федеральном округе, млн м2
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 3 северо-западный федеральный округ
- Удельный вес Северо-Западного федерального округа
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 южный федеральный округ
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Отраслевая структура валового регионального продукта Южного федерального округа в 2005 г.
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5
- Приволжский федеральный округ
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли промышленности
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- Уральский федеральный округ
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Удельный вес уфо в общероссийских социально-экономических показателях (2005 г.)
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренняя дифференциация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Сибирский Федеральный округ
- Удельный вес Сибирского федерального округа в общероссийских
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Внешнеэкономическая деятельность
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- Дальневосточный федеральный округ
- Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Население
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития