logo
ОЗО -бакалавры / Учебники РЭиУ / ФЕдеральные округа

Население

В ДФО наблюдается тенденция к снижению естественного при­роста: с -3,5 человек на 1000 населения в 2001 г. до -3,8 человек на 1000 населения в 2006 г. Численность населения снижается как в це­лом по округу — до нынешних 6,5 млн человек в 2006 г., так и по от­дельным субъектам Федерации. В частности, численность населения Республики Саха (Якутия) снизилась с 958 тыс. человек в 2001 г. до 950 тыс. в 2006 г.; в Приморском крае — с 2120 тыс. до 2019 тыс.; в Ха­баровском крае — с 1460 тыс. до 1412 тыс.; в Амурской области — с 923 тыс. до 881 тыс.; в Камчатском крае — с 367 тыс. до 349 тыс.; в Ма­гаданской области - с 194 тыс. до 172 тыс.; в Сахалинской области — с 560 тыс. до 526 тыс.; в Чукотском автономном округе — с 57 тыс. до 51 тыс.; в Еврейской автономной области — с 193 тыс. человек в 2001 г. до 187 тыс. в 2006 г. Численность городского населения сократилась с 5182 тыс. человек в 2001 г. до 4855 тыс. в 2006 г. В частности, числен­ность населения в г. Владивостоке сократилась с 654 тыс. человек в 1996 г. до 584 тыс. в 2006 г., в Хабаровске - с 616 тыс. человек до 578 тыс., в Комсомольске-на-Амуре - с 304 тыс. человек до 273 тыс., в Благовещенске — с 218 тыс. человек в 1996 г. до 212 тыс. в 2006 г.

Сокращается как общая численность населения, так и численность активного населения, в том числе занятого в экономике. При этом уменьшаются число безработных и уровень безработицы. Возрастной состав населения в районе на 1 января 2006 г. составил: 17,9% - лица моложе трудоспособного возраста, 66% - в трудоспособном возрасте и 16,1% — лица старше трудоспособного возраста; доля женщин — 51,7%, мужчин - 48,3%.

Национальная структура населения характеризуется преоблада­нием русских - 83%, народов Севера - 7,3%; проживают также корей­цы - 1,5%, китайцы - 1,4% и др. народности. На Камчатке проживают коряки и ительмены; в бассейне Амура, ниже Хабаровска, — нанайцы и ульчи, к востоку от Нижнего Амура - орочи; на севере Хабаровско­го края - эвены, в Саха (Якутии) - якуты и т.д.

Традиционная особенность ДФО -- острый дефицит рабочей силы. Ежегодно сюда привлекают трудовые ресурсы из других районов Рос­сийской Федерации, однако из-за суровых природных условий, осо­бенно в северных районах, и отставания в развитии социальной инф­раструктуры приживаемость мигрантов низка, а отток населения за пределы ДФО велик. Особенно обострилась эта тенденция в связи с прекращением государственной поддержки некоторых менее рента­бельных производств на севере округа.

Активные миграционные процессы с соседними зарубежными го­сударствами способствуют существенному увеличению в ДФО чис­ленности китайцев и корейцев, форсируют развитие ассимиляции, определяют снижение доли славянского населения в округе.

Ведущие отраслевые комплексы

Хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые клима­тические условия, удаленность от регионов Центральной России, спе­цифика исторической судьбы определили особенности экономики Дальнего Востока. Основными отраслями рыночной специализации здесь являются в промышленности — цветная металлургия (добыча и обработка цветных и драгоценных металлов, а также алмазов), ма­шиностроение (судостроение и судоремонт), лесная промышленность, рыбная промышленность; в сельском хозяйстве — производство риса и сои, а также пушной промысел, из других отраслей - морской транс­порт.

Валовой региональный продукт в Дальневосточном федеральном округе удвоился с 2000 г., хотя был дифференцированным по отдель­ным субъектам. В целом же он составляет менее 5% всего продукта РФ и распределялся с небольшим перевесом в пользу отраслей произ­водящих услуги, а среди отраслей, производящих товары, выделялась промышленность, на которую приходилась '/3 товарного производства (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Отраслевая структура валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа (2005 г.)

Отрасль

Удельный вес, %

Отрасли, производящие товары:

46,3

промышленность

31,3

сельское хозяйство

4,0

строительство

10,4

Отрасли, производящие услуги:

52,5

транспорт

11,1

связь

2,3

торговля и коммерческая деятельность

11,9

Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 355-357.

Расчеты индикаторов по девяти субъектам ДФО показали, что в четырех из них объем ВРП на душу населения выше, чем в среднем по округу (Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский АО, Сахалинская область), в трех - на уровне среднего по округу, а в трех -значительно ниже (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская АО). Примерно так же складывались различия среднедушевых денеж­ных доходов населения и объема розничного товарооборота.

Промышленное производство ДФО включает несколько отрас­лей специализации — рыбную промышленность, лесную промышлен­ность и цветную металлургию.

Рыбная промышленность. Основной промысел рыбы и морепро­дуктов ведется в Беринговом, Охотском и Японском морях. Почти половину уловов рыбы дает Приморский край, 2/5 - Камчатка и Саха­лин, а остальную часть — Хабаровский край и Магаданская область.

Основную часть улова рыбы дают крупные рыболовные суда. Ассор­тимент промысловых рыб разнообразен. Для увеличения количества лососевых рыб заключено специальное соглашение между Россией и Японией о регулировании их лова; в Камчатском крае простроены заводы по искусственному разведению лососевых и других ценных по­род рыб. У южных и западных берегов Камчатки и у Курил ведется лов крабов. Создано несколько крабоконсервных производств, продук­ция которых имеет большой спрос на мировом рынке. На Дальнем Востоке ведется промысел моржей, тюленей, котика и т.д. Стоит зада­ча освоить добычу более широкого круга морепродуктов: пищевых водорослей, моллюсков, креветок, трепангов, мидий, кальмаров, кото­рыми богаты прибрежные морские воды. Наиболее крупные берего­вые рыбохозяйственные объекты концентрируются в районах морских портовых центров — городов Владивостока, Находки, Ванино, Корса­кова, Холмска, Петропавловска-Камчатского, Магадана.

Специфика рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока со­стоит в том, что добыча сырья обеспечивается за счет океанического рыболовства, причем почти 98% его приходится на экономическую зону России. Все это вызывает необходимость пропорционального раз­вития флота различных направлений — добывающего, обрабатыва­ющего, транспортного, вспомогательного, — а также обслуживающей его инфраструктуры.

Стоит задача увеличения объемов прибрежного лова. Ее выпол­нение позволит увеличить число занятых в рыбной промышленности до 40 тыс. человек и будет способствовать развитию промышленной марикультуры. Предполагается модернизация рыболовного флота, а также строительство на Дальнем Востоке новых судов, прежде всего для развития флота прибрежного рыболовства. Дальнейшее развитие береговой обрабатывающей базы рыбной промышленности в ДФО предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение про­изводства, чтобы обеспечить выпуск рыбной продукции, конкуренто­способной на внутреннем и внешнем рынках.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Предприятия лесного комплекса ДФО заготавливают примерно '/3 расчетной лесо­секи, что свидетельствует о больших резервах для увеличения лесоза­готовок. Основные лесозаготовительные базы расположены по Ниж­нему и Среднему Амуру и всей Уссури, Средней Зее и Бурее, а также в центре и на юге Сахалина. Вырубаются лиственница, ель, кедр и пих­та, а также широколиственные леса. Лесопиление получило развитие в Хабаровском и Приморском краях, Республике Саха, Амурской и Са­халинской областях, откуда довольно много пиломатериалов посту­пает на экспорт. Производство пиломатериалов на Дальнем Востоке увеличилось с 673 тыс. м3 в 2000 г. до 1234 тыс. м3 в 2005 г. Целлю­лозно-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, картона — в Хабаровском крае, клееной фанеры — в Приморском и Ха­баровском краях. Деревообрабатывающая промышленность (домо­строение, производство тары, мебели, фанеры) развита недостаточно, и это сдерживает развитие лесозаготовок. В перспективе важное зна­чение имеет расширение глубокой переработки древесины, в том чис­ле в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Цветная металлургия представлена добычей золота, алмазов, оло­восодержащих, вольфрамовых, свинцовых и других руд, а также про­изводством свинца. Золотодобыча относится к старейшим отраслям в ДФО. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бурей, Ам-гуни, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Две трети всего золота России дают Магаданская область и Республика Саха (Якутия). Причем основная проблема в отрасли — переход от россып­ной к рудной добычи золота. Добыча алмазов осуществляется на запа­де Республики Саха (Якутия).

Вольфрамовая промышленность сосредоточена в Магаданской области и Приморском крае; перспективны месторождения вольфра­ма в Якутии. Добыча сурьмы осуществляется в Якутии. В Примор­ском крае расположено крупное месторождение плавикового шпата — Вознесенское, на базе которого работает Ярославский ГОК. В ДФО работают несколько предприятий оловянной промышленности — ГОКи Депутатский, Солнечный, Хинганолово, Иультинский, Хрус-тальненский. Стоят задачи по расширению добычи цветных металлов: олова — в Хабаровском крае, марганца — в Еврейской АО, редкозе­мельных металлов — в Саха (Якутии), свинцово-цинковых и воль­фрамовых — в Приморском крае. Необходимо обновление оборудова­ния на предприятии по производству свинца в Рудной Пристани (Приморский край).

Важное значение для округа имеет черная металлургия. Увеличи­ваются мощности завода «Амурсталь», но потребность в металле рас­тет довольно быстро, а завоз в район металла требует высоких транс­портных издержек. В результате в г. Комсомольске-на-Амуре построен еще один — передельный — минизавод. Если в 2000 г. ДФО произво­дил 400 тыс. т стали, то в 2005 г. - 800 тыс. т.

В составе комплекса машиностроения и металлообработки пред­ставлены многочисленные предприятия различных подотраслей. Наи­большее развитие получили предприятия судостроения и судоремон­та, связанные с рыбной промышленностью, а также морским и речным транспортом. В морских и речных портах Дальнего Востока строятся малые и средние суда, ремонтируются крупные. Заметное развитие здесь получили электротехника, производство энергетического обору­дования, станкостроения и целый ряд других подотраслей машиностро­ения. Основные центры — Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Арсеньев.

В округе представлены также отрасли машиностроения по произ­водству и ремонту сельскохозяйственных машин, средств транспорта, техники для горной и лесной промышленности. Развито военное су­достроение. Передовые отрасли военно-промышленного комплекса опираются на научный потенциал европейской части страны. Это сбо­рочные и ремонтные заводы — самолеты «Су» (Комсомольск-на-Аму­ре), многоцелевые вертолеты «Черная акула» (Арсеньев), атомные подводные лодки (Большой Камень).

Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережаю­щими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то в 2005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Основными источниками до­бычи углей были предприятия Приморского, Хабаровского краев и Ма­гаданской области. Сейчас ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному бассейну. Добыча нефти возросла с 3,7 млн т в 2000 г. до 4,4 млн т в 2005 г., причем нефть с северо-восто­ка Сахалина поступает по двум нефтепроводам в Комсомольск-на-Аму­ре и Хабаровск.

Производство электроэнергии на ДФО возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. В южной зоне Дальнего Востока сосредоточены основные электроэнергетические мощности, объеди-неннные в единую энергосистему. Энергоузлы на севере района рабо­тают изолированно, отличаются меньшей мощностью и обеспечивают локальные потребности. В южной части района преобладают ГРЭС и ТЭЦ; крупнейшая ГЭС — Зейская, кроме нее работают ГЭС на Бу­рее, Вилюе и Колыме, а на севере — Билибинская АТЭЦ. Перед райо­ном стоит задача удовлетворить энергетические потребности за счет собственных ресурсов.

Сельское хозяйство. В вопросах социально-экономического раз­вития ДФО важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основ­ные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем При­амурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95% посевной площади Дальнего Востока. Из 3 млн га по­севных площадей района под зерновыми культурами занято пример­но 40%, под соей — 35%, под картофелем и овощами — 6—7%, под кор­мовыми — 15—20%. Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но их урожайность пока остается ниже среднероссий­ской. На долю Дальнего Востока приходится более 90% всех посевов сои. В южной части района выращивается картофель и овощи. Горные таежные районы богаты пушным и другим промысловым зверьем, по­этому здесь развит охотничий промысел и звероводство.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. Продуктивность крупного рогатого скота ниже среднерос­сийского уровня. По разведению крупного рогатого скота и свиней вы­деляются Приморский край и Амурская область, оленей — Якутия, Ма­гаданская и Камчатская области. Мясная продукция завозится сюда из Западной Сибири, европейских районов и зарубежных стран, по­этому важнейшей проблемой является полная обеспеченность насе­ления свежими молочными продуктами и мясом. Некоторые регионы Дальнего Востока полностью обеспечивают себя собственным карто­фелем и овощами и даже имеют избытки этой продукции.

Большое значение имеет дальнейшее развитие тех отраслей сель­ского хозяйства, по которым Дальний Восток специализируется в об­щероссийском разделении труда: выращивание сои, риса, клеточное звероводство, пантовое оленеводство, культивирование и сбор лекар­ственных трав. ДФО располагает возможностями как для интенсив­ного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Транспорт и отрасли непроизводственной сферы

Уязвимое место региона — слабая транспортная связь с основной территорией России. Практически отсутствует надежное автомобиль­ное сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Железнодорожных магистра­лей две — Транссибирская и Байкало-Амурская (Транссиб и БАМ), повсеместно функционируют лишь воздушный транспорт. Непомер­но возросшие железнодорожные тарифы экономически отрезали Даль­ний Восток от остальных, особенно европейских, регионов России. В перспективе первостепенное значение в деле превращения россий­ского Дальнего Востока в международный транспортный коридор, свя­зывающий государства Еврозоны с Японией и другими азиатскими странами, будет иметь развивитие железнодорожной транспортной системы. Пока же густота железнодорожных путей общего пользова­ния составляет 13 км на 10 тыс. км2 территории ДФО в 2005 г. против 50 км на 10 тыс. км2 по России в целом. Более половины железнодо­рожных перевозок на Дальнем Востоке обеспечивают местные пере­возки (уголь, нефтепродукты и строительные материалы). Основная действующая в округе магистраль — Транссиб (9288 км от Москвы до Владивостока через Челябинск). Ее техническая оснащенность позво­ляет перевозить до 130 млн т грузов, в том числе до 250 тыс. контейне­ров международного транзита в двадцатифутовом эквиваленте. За по­следние годы на Транссибе и БАМе завершена реконструкция мостовых переходов, в том числе через р. Амур. Закончено строитель­ство уникального Северо-Муйского тоннеля. Строительство автомо­бильно-железнодорожного моста через Амур позволит увеличить про­пускную способность Транссиба. Сейчас рассматривается проект продления Транссиба через о. Сахалин до Японии, что удешевит же­лезнодорожные перевозки. В долгосрочной перспективе Транссиб и БАМ будут использоваться для транспортировки продукции глубо­кой переработки.

Морской транспорт играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с о. Сахалином (17% всех грузовых перевозок на Даль­нем Востоке). На Дальнем Востоке находится большой участок Север­ного морского пути - главной магистрали России в Арктике (5600 км от Карских ворот до бухты Провидения). Но оценкам экспертов, по­ток грузов по Северному морскому пути к 2015 г. может достигнуть 14—15 млн т. После завершения строительства Амуро-Якутской же­лезнодорожной магистрали (АЯМ) открывается возможность созда­ния нового маршрута: Северный морской путь — река Лена — АЯМ — Транссиб — страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Отечественный морской транспортный флот обеспечивает экспорт­но-импортные перевозки примерно на одну треть. Россия практиче­ски лишилась на Дальнем Востоке современного контейнерного, тан­керного, пассажирского флота. Доля обрабатываемых в портах Дальнего Востока иностранных судов достигает 75%. На территории ДФО находится 332 порта и портовых пункта. Их мощность составля­ет 80 млн т, причем их загруженность составляет 60—70%. Основной объем перевозки грузов между Россией и странами Азиатско-Тихо­океанского региона проходит через дальневосточные порты — Влади­восток, Находка, Восточный, Ванино, Советская Гавань, Магадан, Корсаков. Причем Владивосток, Находка и Восточный являются глу­боководными портами, и, к сожалению, их мощности используются на 60%. Новые портовые транспортно-технологические комплексы созда­ются здесь как условия освоения нефтегазовых месторождений и раз-, витие транзита. Например, транзитный грузопоток в Китай проходит через порт Зарубино и другие порты на юге Приморья.

Воздушный транспорт ДФО используется для перевозки на даль­ние расстояния авиапассажиров, а также наиболее ценных и дорого­стоящих грузов. Из числа аэропортов Дальнего Востока, имеющих ста­тус международных, можно отметить Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск. Есть проект организации авиамаршрутов из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через Северный Ледо­витый океаН, Сибирь и Якутию.

Развитие отраслей непроизводственной сферы имеет принципи­альное значение для Дальнего Востока. Отрасли непроизводственной сферы благотворно влияют на закрепление населения, особенно в южных районах Дальнего Востока. В частности, отток населения из северных регионов Дальнего Востока желательно перевести не за пре­делы района, а в южную зону ДФО. Вполне понятно, что дальнейшее развитие отраслей непроизводственной сферы будет этому способство­вать.

За период 2001—2005 гг. произошло значительное расширение от­дельных отраслей этой сферы. В частности, оборот розничной торгов­ли в районе увеличился со 125 402 млн до 286 078 млн руб., объем плат­ных услуг населению возрос с 49 467 млн до 133 416 млн руб. Выросли объемы услуг связи, коммунальных услуг и т.д. Растет ввод в действие жилых домов с 882 тыс. м2 общей площади до 934 тыс. м2. Вместе с тем увеличился ввод в действие индивидуальных жилых домов, построен­ных населением за счет собственных заемных средств.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4