Сибирский Федеральный округ
Таблица 7.1
В результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в 2007 г. в составе Российской Федерации образован новый субъект РФ — Красноярский край. В 2008 г. вступает в силу Федеральный конституционный закон об объединении еще двух расположенных в Сибири субъектов РФ - Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и образовании нового субъекта РФ — Иркутской области. После объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа образовался еще один новый регион — Забайкальский край.
Экономико-географическое положение СФО характеризуется его значительной удаленностью (на 2500-3000 км) как от западной границы, так и от восточных рубежей России. Округ расположен между экономически развитой европейской частью нашей страны и Дальним Востоком. На севере его омывают воды Северного Ледовитого океана, на юге он граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. Из промышленно развитых регионов страны ближе всего расположен индустриальный Урал, с которым у СФО сложились тесные хозяйственные связи.
Территория округа отличается слабой транспортной освоенностью. Основные транспортные связи с другими российскими регионами обеспечивают проходящие по югу широтные железнодорожные магистрали — Транссибирская и Байкало-Амурская, а на крайнем севере — Северный морской путь. Интеграция России в мировое хозяйство делает выгодным положение округа на трансевразийских путях из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), частью которых являются Транссибирская магистраль и Северный морской путь, проложенные из европейской части страны на Дальний Восток. Кроме этого привлекательной выглядит организация транзитных трансарктических авиасообщений между Северной Америкой, странами Юго-Восточной Азии и Индией, проходящих над его территорией.
В Сибирском федеральном округе имеются развитые межотраслевые промышленные комплексы, ориентированные на добычу и переработку полезных ископаемых, прежде всего руд черных и цветных металлов, минерального топлива, лесных ресурсов, а также на использование мощного гидроэнергетического потенциала. Лидирующее положение занимают черная и цветная металлургия, электроэнергетика, топливная промышленность (прежде всего угольная, но также имеющие большие перспективы нефтяная и газовая), лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность.
О современном уровне социально-экономического развития СФО можно судить по его удельному весу и месту в макроэкономических показателях (табл. 7.2). Лучше среднего по стране в округе развито только сельскохозяйственное производство, в остальных сферах экономики наблюдается заметное отставание не только от среднероссийского уровня, но и от других федеральных округов страны (кроме Южного).
Таблица 7.2
- Содержание
- Районирование россии и место в нем федеральных округов
- Состав федеральных округов Российской Федерации по состоянию на начало 2009 г.)
- Основные социально-экономические показатели по федеральным округам России в 2005 г.
- Глава 2 центральный федеральный округ Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Доля городского населения в Центральном федеральном округе на 1 января 2007 г.
- Ведущие отраслевые комплексы
- Производство металлорежущих станков в Центральном федеральном округе, шт.
- Производство хлопчатобумажных тканей в Центральном федеральном округе, млн м2
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 3 северо-западный федеральный округ
- Удельный вес Северо-Западного федерального округа
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 южный федеральный округ
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Отраслевая структура валового регионального продукта Южного федерального округа в 2005 г.
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5
- Приволжский федеральный округ
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли промышленности
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- Уральский федеральный округ
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Удельный вес уфо в общероссийских социально-экономических показателях (2005 г.)
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренняя дифференциация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Сибирский Федеральный округ
- Удельный вес Сибирского федерального округа в общероссийских
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Внешнеэкономическая деятельность
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- Дальневосточный федеральный округ
- Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Население
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития