logo
ОЗО -бакалавры / Учебники РЭиУ / ФЕдеральные округа

Развития

Развитие рыночных отношений в СЗФО сопровождается целе­направленными структурными сдвигами в экономике.

В северных регионах округа стратегия развития связывается с на­ращиванием межрегиональных и внешних поставок сырьевых ресур­сов и будет дополняться повышением комплексности и глубины пере­работки полезных ископаемых. Здесь должно существенно вырасти значение морского транспортного комплекса — базового для кругло­годичной навигации в западном секторе Арктики, а также для осуще­ствления морских перевозок по трассе Северного морского пути, вклю­чая транзитные — между странами ЕС и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

В настоящее время на территории Европейского Севера происхо­дят серьезные структурные изменения. Крупнейшие инвестиционные проекты обеспечивают продвижение объектов нефтегазового комплек­са на север — в сторону основных запасов углеводородов, расположен­ных на побережье Печорского моря, а также на шельфе Печорского и Баренцева морей.

Разработка гигантского даже по мировым меркам Штокманов-ского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, разведан­ные запасы которого приближаются к 4 трлн м3, будет осуществляться уже в ближайшие годы российской компанией «Газпром» (51% акций) при равном участии французской компании «Тоталь» и норвежской «Статойлгидро». Природный газ с этого месторождения может быть направлен в сторону Западной Европы как через газопроводную сеть Норвегии, так и через подключение к газопроводу «Северный поток», прокладываемому по дну Балтийского моря. Газ этого месторождения может также подвергаться сжижению, что откроет для него емкий се­вероамериканский газовый рынок.

На очереди стоит разработка крупнейшего на шельфе Приразлом-ного нефтяного месторождения, для обслуживания которого потре­буется дальнейшее развитие ледокольного флота и сооружение уни­кальных буровых платформ, обеспечивающих защиту от морских льдов. Вероятный изготовитель — предприятие морского судострое­ния в г. Северодвинске.

На северо-востоке округа продолжает формироваться Тимано-Печорский нефтегазовый комплекс на сопредельных территориях Рес­публики Коми и Ненецкого автономного округа, где увеличивается добыча нефти и газа и стабилизируется добыча углей Печорского бассейна. Новый импульс развития данный комплекс получит в связи с готовящейся реализацией проекта федерального значения «Урал про­мышленный — Урал полярный», поскольку он позволит транспорти­ровать топливо (углеводородное и коксующиеся угли) с Европейско­го Севера для нужд базовых промышленных комплексов на Урале — металлургического и топливно-энергетического — по кратчайшему расстоянию, осуществляя также обратный завоз труб, оборудования и различной техники.

Другой строящийся транспортный коридор — железнодорожная магистраль «Белкомур» — претендует на включение в состав между­народных транспортных коридоров, так как она устанавливает прямую связь с побережьем Белого моря не только для Урала, но и для стран Центральной Азии. Сегодня этому проекту отводится одна из ключе­вых позиций в комплексной программе промышленного развития Ар­хангельской области, Республики Коми и Пермского края. Ввод маги­страли в эксплуатацию обеспечит сокращение пробега грузов — до 420 км и снижение стоимости межрегиональных перевозок на 65%.

Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, намеченная на съезде работников отрасли в октябре 2007 г., предусматривает строительство новых грузообразующих железнодо­рожных линий — ответвлений Печорской магистрали: Сосногорск — порт Индига (свыше 600 км) и Воркута — порт Усть-Кара (свыше 200 км), функцией которых в перспективе будет являться вывод гру­зовых потоков на морское побережье. Через указанные порты может быть налажен дополнительный эффективный вывоз (в том числе экс­порт) лесных грузов, руд и концентратов черных и цветных металлов, металлических изделий и другой продукции, производимой на пред­приятиях сопредельных федеральных округов — Приволжского и Уральского. В обратную сторону на их территории будут завозиться необходимое оборудование и разнообразные социально значимые то­вары, в том числе импортируемые из других стран.

В плане международной экономической интеграции следует вы­делить формирование на севере Европы транснационального Барен­цева региона, объединяющего в едином экономическом пространстве регионы Европейского Севера России с северными территориями Финляндии и Норвегии. Главные задачи, решаемые международным советом по вопросам Баренцева региона, заключаются в рациональ­ном использовании ресурсов — лесопользовании, координируемом рыболовстве и рыбоводстве, а также поддержании принципов устой­чивого эколого-экономического развития северных регионов.

Важнейшая геополитическая задача, затрагивающая интересы России и других стран, расположенных в бассейне Северного Ледови­того океана, связана с незавершенным разделом участков океаниче­ского дна, находящихся за пределами шельфовой зоны, но геологиче­ски связанных с материком. Российская Федерация, которая может претендовать на такие участки согласно действующей международной Морской конвенции, в настоящее время осуществляет комплексные научные исследования океанического ложа с целью закрепить в нацио­пальное владение перспективные по полезным ископаемым площади, находящиеся под морскими арктическими акваториями.

Западная Баренцевоморская и частично Карская части бассейна Северного Ледовитого океана вместе с акваториями, приближенными к Северному полюсу за периферией Земли Франца-Иосифа, сейчас и в будущем особенно важны для России в силу своей уже установ­ленной и потенциальной нефтегазоносности морского дна, а также в ка­честве пространства для интенсивного развития трансокеанических коммуникаций по Северному морскому пути при сохранении нацио­нального контроля за ним.

Здесь на обширных морских акваториях, прилегающих к прибреж­ным регионам Северо-Западного федерального округа, сложились наи­более благоприятные в Арктике условия для судоходства и подводной добычи полезных ископаемых: наличие незамерзающих портов (Мур­манского и др.) и меньшее распространение льдов даже в зимнее вре­мя, что привлекательно для инвестиций, Национальный контроль за этой частью Арктики также важен для отечественного мониторинга как глобальных, так и региональных климатических и экологических изменений, которые коррелируются заходящим далеко на север тече­нием Гольфстрим и в возрастающей степени антропогенной хозяй­ственной деятельностью.

В прибалтийских регионах округа стратегия развития связана it первую очередь с улучшением транспортных коммуникаций с дру­гими регионами России и зарубежными странами, что должно позво­лить осуществлять более эффективный товарообмен, в частности мас­штабный экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, а в ближайшей перспективе также и природного газа через территорию Ленинград­ской области. Проект по прямому выводу потоков нефти к термина­лам на побережье Финского залива позволяет экспортировать для европейских потребителей свыше 60 млн т сырой нефти в год, а в пер­спективе и 75 млн т. Особая важность Балтийской нефтепроводной системы заключается в снятии зависимости российских экспортеров от стран Балтии, ранее осуществлявших обслуживание экспорта оте­чественной нефти через свои порты.

Недостаток же транспортировки нефти через Финский залив со­стоит в низкой пропускной способности его фарватера и в потенци­альной угрозе экологии как самого залива, так и мелководного прак­тически замкнутого Балтийского моря. Поэтому следует обратить внимание на долгосрочные стратегические планы российских нефтя­ных компаний, связанные с планированием магистрального нефтепро­вода от западносибирского Сургута до глубоководного Кольского по­бережья в районе г. Мурманска. Такой нефтепровод позволил бы от­крыть новое направление экспорта нефти в страны Европы и США, по предварительным расчетам, в объеме до 80 млн т в год, с использова­нием крупнотоннажных танкеров, заход которых на Балтику техни­чески невозможен.

Международный газотранспортный проект по сооружению газо­провода «Северный поток» стартовал с территории Ленинградской области, чтобы начиная с 2010 г. подавать по дну' Балтийского моря в Германию и другие страны Западной Европы первоначально до 30 млрд м3 природного газа в год, с возможностью удвоения поставок к 2012 г.

Начало реализации подводной части проекта задерживается из-за его коррекции, вызванной отказом Эстонии от прохождения трубы через ее территориальные воды, а также в связи с продолжающимся изучением его влияния на подводные захоронения трофейного немец­кого химического оружия, покоящегося на дне моря в районе датского острова Борнхольм. Несмотря на трудности реализации, этот проект сулит большие экономические выгоды как всем странам-участникам, включая Россию, так и Северо-Западному федеральному округу. Эко­номия возникает в связи с исключением дополнительных издержек, которые стали бы неизбежными в случае сухопутной прокладки ново-' го газопровода через территории транзитных стран.

Реструктуризация промышленности прибалтийских регионов ок­руга путем сдерживания материалоемких и энергоемких производств в пользу наукоемких и производства товаров народного потребления, а также продолжение частичной конверсии оборонного комплекса представляют собой приоритетные направления региональной стра­тегии развития.

В отечественном судостроении в настоящее время укрепляется лидирующее положение Северной верфи, не ограничивающееся воен­ным направлением. На предприятии решается важнейшая проблема создания нового специализированного флота для освоения богатого углеводородами континентального шельфа Российской Федерации. При этом Северная верфь должна пройти коренную модернизацию, намеченную в соответствии с правительственным решением о созда­нии специализированного государственного холдинга — Объединен­ной судостроительной корпорации.

К 2011 г. планируется начать на Северной верфи строительство первого судна для перевозки сжиженного природного газа. Всего до 2020 г. предприятие намерено построить 20 крупнотоннажных танке­ров-газовозов. Нахождение Северной верфи, Балтийского завода и ЦКБ «Айсберг» под единым управлением, по мнению специалистов, создаст уникальную возможность формирования на базе этих пред­приятий объединенной верфи, которая по местоположению, близости к научным центрам инноваций и квалифицированным кадрам, а так­же логистике не будет иметь равных в России.

Среди заявленных и уже частично реализуемых проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области можно выделить сборочные предприятия по производству легковых автомобилей ведущих зару­бежных компаний: «Форд Мотор Компани» — FORD (60 тыс. автомо­билей в год, действует с 2002 г.), «Тойота Мотор Компани» — Toyota (2007 г., 50 тыс. шт.), Дженерал Моторс — Chevrolet (2008 г., 25 тыс. шт.) и Ниссан — NISSAN (2009 г., 50 тыс. шт.): В условиях намечаемо­го роста удельного веса отечественных комплектующих для этих заво­дов в регионах округа следует ожидать общего качественного подъема уровня машиностроения, а Также других комплексно связанных про­изводств.

Развитие как прибалтийских, так и северных регионов Северо-. Западного федерального округа должно сопровождаться развитием рыночной инфраструктуры, активизацией малого и среднего бизнеса. Здесь имеются уникальные возможности развития отечественного п международного туризма на базе выдающихся культурно-историче­ских памятников г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области (двор­цовые ансамбли, остров Валаам), Карелии (музей деревянного зод­чества на острове Кижи), Архангельской области (Соловецкий монастырь) и многих других.

В Калининградской области к выигрышным экономическим факто­рам относятся: наличие портового хозяйства, плотная наземная транс­портная инфраструктура, выходящая на страны Балтии и Польшу, раз-' витая производственная база в промышленности и аграрном секторе, а также развивающаяся сфера услуг и рекреации, что позволяет со­здать Особую экономическую зону.

В настоящее время здесь решаются актуальные экономические проблемы, связанные с независимостью энергообеспечения, создани­ем эффективных транспортных коммуникаций с основной территорией округа (через паромное сообщение) и другими частями страны, тех­ническим перевооружением ведущих производственных комплексов, а также улучшением экологии.

Область входит в число регионов, наиболее перспективных для иностранных инвестиций, хотя реально пришедших инвестиций здесь явно недостаточно — 75 млн дол. США в 2005 г., т.е. 0,1% в РФ. Пер­спективными направлениями отечественного и иностранного инве­стирования являются торговля, транспортная инфраструктура, экспор-тоориентированные производства в рыбной отрасли и высокотехно­логичном машиностроении, топливно-энергетический комплекс (энер­гетика, добыча углеводородов на шельфе Балтийского моря), реконструкция лесного комплекса и янтарной промышленности.

К реализации намечены следующие инвестиционные проекты: техническое перевооружение портового хозяйства и судоремонтных предприятий, развитие базы океанического рыболовного флота в г. Пионерский и янтарной фабрики в г. Светлогорске. Эффективные проекты связаны также с организацией фермерских хозяйств в агро-комплексе, развитием рекреации и гостиничного бизнеса.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4