Развития
Развитие рыночных отношений в СЗФО сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в экономике.
В северных регионах округа стратегия развития связывается с наращиванием межрегиональных и внешних поставок сырьевых ресурсов и будет дополняться повышением комплексности и глубины переработки полезных ископаемых. Здесь должно существенно вырасти значение морского транспортного комплекса — базового для круглогодичной навигации в западном секторе Арктики, а также для осуществления морских перевозок по трассе Северного морского пути, включая транзитные — между странами ЕС и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
В настоящее время на территории Европейского Севера происходят серьезные структурные изменения. Крупнейшие инвестиционные проекты обеспечивают продвижение объектов нефтегазового комплекса на север — в сторону основных запасов углеводородов, расположенных на побережье Печорского моря, а также на шельфе Печорского и Баренцева морей.
Разработка гигантского даже по мировым меркам Штокманов-ского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, разведанные запасы которого приближаются к 4 трлн м3, будет осуществляться уже в ближайшие годы российской компанией «Газпром» (51% акций) при равном участии французской компании «Тоталь» и норвежской «Статойлгидро». Природный газ с этого месторождения может быть направлен в сторону Западной Европы как через газопроводную сеть Норвегии, так и через подключение к газопроводу «Северный поток», прокладываемому по дну Балтийского моря. Газ этого месторождения может также подвергаться сжижению, что откроет для него емкий североамериканский газовый рынок.
На очереди стоит разработка крупнейшего на шельфе Приразлом-ного нефтяного месторождения, для обслуживания которого потребуется дальнейшее развитие ледокольного флота и сооружение уникальных буровых платформ, обеспечивающих защиту от морских льдов. Вероятный изготовитель — предприятие морского судостроения в г. Северодвинске.
На северо-востоке округа продолжает формироваться Тимано-Печорский нефтегазовый комплекс на сопредельных территориях Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где увеличивается добыча нефти и газа и стабилизируется добыча углей Печорского бассейна. Новый импульс развития данный комплекс получит в связи с готовящейся реализацией проекта федерального значения «Урал промышленный — Урал полярный», поскольку он позволит транспортировать топливо (углеводородное и коксующиеся угли) с Европейского Севера для нужд базовых промышленных комплексов на Урале — металлургического и топливно-энергетического — по кратчайшему расстоянию, осуществляя также обратный завоз труб, оборудования и различной техники.
Другой строящийся транспортный коридор — железнодорожная магистраль «Белкомур» — претендует на включение в состав международных транспортных коридоров, так как она устанавливает прямую связь с побережьем Белого моря не только для Урала, но и для стран Центральной Азии. Сегодня этому проекту отводится одна из ключевых позиций в комплексной программе промышленного развития Архангельской области, Республики Коми и Пермского края. Ввод магистрали в эксплуатацию обеспечит сокращение пробега грузов — до 420 км и снижение стоимости межрегиональных перевозок на 65%.
Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, намеченная на съезде работников отрасли в октябре 2007 г., предусматривает строительство новых грузообразующих железнодорожных линий — ответвлений Печорской магистрали: Сосногорск — порт Индига (свыше 600 км) и Воркута — порт Усть-Кара (свыше 200 км), функцией которых в перспективе будет являться вывод грузовых потоков на морское побережье. Через указанные порты может быть налажен дополнительный эффективный вывоз (в том числе экспорт) лесных грузов, руд и концентратов черных и цветных металлов, металлических изделий и другой продукции, производимой на предприятиях сопредельных федеральных округов — Приволжского и Уральского. В обратную сторону на их территории будут завозиться необходимое оборудование и разнообразные социально значимые товары, в том числе импортируемые из других стран.
В плане международной экономической интеграции следует выделить формирование на севере Европы транснационального Баренцева региона, объединяющего в едином экономическом пространстве регионы Европейского Севера России с северными территориями Финляндии и Норвегии. Главные задачи, решаемые международным советом по вопросам Баренцева региона, заключаются в рациональном использовании ресурсов — лесопользовании, координируемом рыболовстве и рыбоводстве, а также поддержании принципов устойчивого эколого-экономического развития северных регионов.
Важнейшая геополитическая задача, затрагивающая интересы России и других стран, расположенных в бассейне Северного Ледовитого океана, связана с незавершенным разделом участков океанического дна, находящихся за пределами шельфовой зоны, но геологически связанных с материком. Российская Федерация, которая может претендовать на такие участки согласно действующей международной Морской конвенции, в настоящее время осуществляет комплексные научные исследования океанического ложа с целью закрепить в нациопальное владение перспективные по полезным ископаемым площади, находящиеся под морскими арктическими акваториями.
Западная Баренцевоморская и частично Карская части бассейна Северного Ледовитого океана вместе с акваториями, приближенными к Северному полюсу за периферией Земли Франца-Иосифа, сейчас и в будущем особенно важны для России в силу своей уже установленной и потенциальной нефтегазоносности морского дна, а также в качестве пространства для интенсивного развития трансокеанических коммуникаций по Северному морскому пути при сохранении национального контроля за ним.
Здесь на обширных морских акваториях, прилегающих к прибрежным регионам Северо-Западного федерального округа, сложились наиболее благоприятные в Арктике условия для судоходства и подводной добычи полезных ископаемых: наличие незамерзающих портов (Мурманского и др.) и меньшее распространение льдов даже в зимнее время, что привлекательно для инвестиций, Национальный контроль за этой частью Арктики также важен для отечественного мониторинга как глобальных, так и региональных климатических и экологических изменений, которые коррелируются заходящим далеко на север течением Гольфстрим и в возрастающей степени антропогенной хозяйственной деятельностью.
В прибалтийских регионах округа стратегия развития связана it первую очередь с улучшением транспортных коммуникаций с другими регионами России и зарубежными странами, что должно позволить осуществлять более эффективный товарообмен, в частности масштабный экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, а в ближайшей перспективе также и природного газа через территорию Ленинградской области. Проект по прямому выводу потоков нефти к терминалам на побережье Финского залива позволяет экспортировать для европейских потребителей свыше 60 млн т сырой нефти в год, а в перспективе и 75 млн т. Особая важность Балтийской нефтепроводной системы заключается в снятии зависимости российских экспортеров от стран Балтии, ранее осуществлявших обслуживание экспорта отечественной нефти через свои порты.
Недостаток же транспортировки нефти через Финский залив состоит в низкой пропускной способности его фарватера и в потенциальной угрозе экологии как самого залива, так и мелководного практически замкнутого Балтийского моря. Поэтому следует обратить внимание на долгосрочные стратегические планы российских нефтяных компаний, связанные с планированием магистрального нефтепровода от западносибирского Сургута до глубоководного Кольского побережья в районе г. Мурманска. Такой нефтепровод позволил бы открыть новое направление экспорта нефти в страны Европы и США, по предварительным расчетам, в объеме до 80 млн т в год, с использованием крупнотоннажных танкеров, заход которых на Балтику технически невозможен.
Международный газотранспортный проект по сооружению газопровода «Северный поток» стартовал с территории Ленинградской области, чтобы начиная с 2010 г. подавать по дну' Балтийского моря в Германию и другие страны Западной Европы первоначально до 30 млрд м3 природного газа в год, с возможностью удвоения поставок к 2012 г.
Начало реализации подводной части проекта задерживается из-за его коррекции, вызванной отказом Эстонии от прохождения трубы через ее территориальные воды, а также в связи с продолжающимся изучением его влияния на подводные захоронения трофейного немецкого химического оружия, покоящегося на дне моря в районе датского острова Борнхольм. Несмотря на трудности реализации, этот проект сулит большие экономические выгоды как всем странам-участникам, включая Россию, так и Северо-Западному федеральному округу. Экономия возникает в связи с исключением дополнительных издержек, которые стали бы неизбежными в случае сухопутной прокладки ново-' го газопровода через территории транзитных стран.
Реструктуризация промышленности прибалтийских регионов округа путем сдерживания материалоемких и энергоемких производств в пользу наукоемких и производства товаров народного потребления, а также продолжение частичной конверсии оборонного комплекса представляют собой приоритетные направления региональной стратегии развития.
В отечественном судостроении в настоящее время укрепляется лидирующее положение Северной верфи, не ограничивающееся военным направлением. На предприятии решается важнейшая проблема создания нового специализированного флота для освоения богатого углеводородами континентального шельфа Российской Федерации. При этом Северная верфь должна пройти коренную модернизацию, намеченную в соответствии с правительственным решением о создании специализированного государственного холдинга — Объединенной судостроительной корпорации.
К 2011 г. планируется начать на Северной верфи строительство первого судна для перевозки сжиженного природного газа. Всего до 2020 г. предприятие намерено построить 20 крупнотоннажных танкеров-газовозов. Нахождение Северной верфи, Балтийского завода и ЦКБ «Айсберг» под единым управлением, по мнению специалистов, создаст уникальную возможность формирования на базе этих предприятий объединенной верфи, которая по местоположению, близости к научным центрам инноваций и квалифицированным кадрам, а также логистике не будет иметь равных в России.
Среди заявленных и уже частично реализуемых проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области можно выделить сборочные предприятия по производству легковых автомобилей ведущих зарубежных компаний: «Форд Мотор Компани» — FORD (60 тыс. автомобилей в год, действует с 2002 г.), «Тойота Мотор Компани» — Toyota (2007 г., 50 тыс. шт.), Дженерал Моторс — Chevrolet (2008 г., 25 тыс. шт.) и Ниссан — NISSAN (2009 г., 50 тыс. шт.): В условиях намечаемого роста удельного веса отечественных комплектующих для этих заводов в регионах округа следует ожидать общего качественного подъема уровня машиностроения, а Также других комплексно связанных производств.
Развитие как прибалтийских, так и северных регионов Северо-. Западного федерального округа должно сопровождаться развитием рыночной инфраструктуры, активизацией малого и среднего бизнеса. Здесь имеются уникальные возможности развития отечественного п международного туризма на базе выдающихся культурно-исторических памятников г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области (дворцовые ансамбли, остров Валаам), Карелии (музей деревянного зодчества на острове Кижи), Архангельской области (Соловецкий монастырь) и многих других.
В Калининградской области к выигрышным экономическим факторам относятся: наличие портового хозяйства, плотная наземная транспортная инфраструктура, выходящая на страны Балтии и Польшу, раз-' витая производственная база в промышленности и аграрном секторе, а также развивающаяся сфера услуг и рекреации, что позволяет создать Особую экономическую зону.
В настоящее время здесь решаются актуальные экономические проблемы, связанные с независимостью энергообеспечения, созданием эффективных транспортных коммуникаций с основной территорией округа (через паромное сообщение) и другими частями страны, техническим перевооружением ведущих производственных комплексов, а также улучшением экологии.
Область входит в число регионов, наиболее перспективных для иностранных инвестиций, хотя реально пришедших инвестиций здесь явно недостаточно — 75 млн дол. США в 2005 г., т.е. 0,1% в РФ. Перспективными направлениями отечественного и иностранного инвестирования являются торговля, транспортная инфраструктура, экспор-тоориентированные производства в рыбной отрасли и высокотехнологичном машиностроении, топливно-энергетический комплекс (энергетика, добыча углеводородов на шельфе Балтийского моря), реконструкция лесного комплекса и янтарной промышленности.
К реализации намечены следующие инвестиционные проекты: техническое перевооружение портового хозяйства и судоремонтных предприятий, развитие базы океанического рыболовного флота в г. Пионерский и янтарной фабрики в г. Светлогорске. Эффективные проекты связаны также с организацией фермерских хозяйств в агро-комплексе, развитием рекреации и гостиничного бизнеса.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Содержание
- Районирование россии и место в нем федеральных округов
- Состав федеральных округов Российской Федерации по состоянию на начало 2009 г.)
- Основные социально-экономические показатели по федеральным округам России в 2005 г.
- Глава 2 центральный федеральный округ Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Доля городского населения в Центральном федеральном округе на 1 января 2007 г.
- Ведущие отраслевые комплексы
- Производство металлорежущих станков в Центральном федеральном округе, шт.
- Производство хлопчатобумажных тканей в Центральном федеральном округе, млн м2
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 3 северо-западный федеральный округ
- Удельный вес Северо-Западного федерального округа
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 южный федеральный округ
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Отраслевая структура валового регионального продукта Южного федерального округа в 2005 г.
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5
- Приволжский федеральный округ
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли промышленности
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- Уральский федеральный округ
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Удельный вес уфо в общероссийских социально-экономических показателях (2005 г.)
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренняя дифференциация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Сибирский Федеральный округ
- Удельный вес Сибирского федерального округа в общероссийских
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Внешнеэкономическая деятельность
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- Дальневосточный федеральный округ
- Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Население
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития