Основные направления отраслевого и территориального развития
Перспективы социально-экономического развития ПФО onpef деляют следующие факторы: развитый промышленный потенциа^; выгодное транспортно-географическое положение в центре России; значительный природно-ресурсный потенциал; приемлемые почвен-но-климатические условия для развития агропромышленного комплекса; многочисленные квалифицированные трудовые ресурсы.
В отраслях промышленности в ПФО главным является не создание новых предприятий и производств, а модернизация и техническое перевооружение существующих, а также углубление переработки исходного сырья, вывоз из округа не полуфабрикатов, а конечной продукции. В обозримой перспективе главным сектором экономики в ПФО останется обрабатывающая промышленность. Однако ее стабильное развитие сдерживают серьезные проблемы, главными из которых являются значительная доля устаревших основных фондов, низкое качество многих видов продукции, незавершенность конверсии многочисленных оборонных предприятий, нехватка сырья и энергии. Ведущей отраслью промышленности в ПФО на перспективу является наукоемкое машиностроение, которое представлено преимущественно предприятиями оборонного комплекса и автомобилестроения. В последние 10—15 лет объемы производства продукции значительно сократились. Снизился технологический и кадровый потенциал вследствие длительной недозагрузки производственных мощностей оборонных предприятий. Улучшить ситуацию может как осуществление специальных государственных программ, так и привлечение ведущих зарубежных компаний к освоению новой продукции, чтобы сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке.
Согласно Государственной программе развития авиастроения России, уже начался рост производства как военных, так и гражданских самолетов в Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре. Выпуск новых авиационных двигателей — более экономичных и менее шумных — освоен в Перми и Уфе. ВАЗом, УАЗом и другими автопроизводителями созданы совместные предприятия с ведущими мировыми компаниями («Дженерал Моторс» и др.), что должно значительно улучшить качество выпускаемых автомобилей, сделать их конкурентоспособными с импортными. Территориально машиностроение по-прежнему будет концентрироваться в региональных центрах (Ниж-.
пий Новгород, Казань, Самара и др.) и крупных городах (Тольятти, 11абережные Челны и др.), но возможно появление и новых центров машиностроения в рамках создания свободных экономических зон. Уже действует свободная экономическая зона «Алабуга» в Республике Татарстан, где производство автомобилей должно стать ведущей отраслью.
\ Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность в ПФО (Iтдичается особенно высокой степенью износа основных фондов. В результате не только снижается качество выпускаемой продукции, но и обостряется экологическая ситуация. Многие города округа постоянно входят в список городов России с самой загрязненной атмосферой именно из-за деятельности химических и нефтеперерабатывающих предприятий — это Соликамск и Березники в Пермском крае, Самара и Новокуйбышевск в Самарской области, Саратов и Балаково в Саратовской области, Дзержинск в Нижегородской области, Уфа и Стер-литамак в Республике Башкортостан. Обновление технологий не только обеспечит рост производства, но и улучшит состояние окружающей среды. Так, самый современный в России Нижнекамский нефтеперерабатывающий комплекс будет обеспечивать глубокую переработку (до 85%) высокосернистой нефти, что даст большой экономический и экологический эффект.
Развитие металлургии в ПФО сдерживается исчерпанностью сырьевой базы и отсутствием месторождений технологического топлива. Поэтому в перспективе доменное производство будет сокращаться, а главную роль будут играть небольшие передельные и прокатные заводы, использующие металлолом и выпускающие продукцию высокого качества. Новых центров металлургии появляться не будет.
В лесном комплексе ПФО важнейшей задачей развития является более глубокая степень переработки древесины. Для этого новые деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия будут построены в Пермском крае и в Кировской области, откуда в настоящее время большая часть заготовленной древесины поступает в другие регионы страны и на экспорт в необработанном виде.
Электроэнергетика ПФО характеризуется резкими территориальными диспропорциями. Если в одних регионах (Самарская, Саратовская области и некоторые другие) производство энергии избыточно и ее даже передают в регионы ЦФО, то другие (Нижегородская, Кировская области и др.).испытывают дефицит региональных электрических мощностей. В таких регионах необходимо строительство новых электростанций, в том числе возможно строительство новых АЭС.
В комплексе проблем добывающей промышленности первое мес- то занимает истощение месторождений нефтяного сырья. Извлекае- мые запасы нефти на территории округа использованы практически на 80%, а ежегодный прирост новых запасов компенсирует добычу толь ко на 30—40%. Значительной проблемой для развития нефтяной пр мышленности округа является состояние природных запасов: бол трети запасов нефти относится к категории трудноизвлекаемых, а окр- л0 4А — приходится на высокосернистую и тяжелую нефть. Соответ- ственно развиваться добыча нефти в округе сможет только при значи- тельном расширении геологоразведочных работ и освоении новых технологий для увеличения отдачи нефтяных пластов на уже освюен- ных месторождениях. При этом концентрироваться нефтяная про\»ьдц- ленность по-прежнему будет в республиках Татарстан и Башкортостан, а также в Оренбургской области и Удмуртской Республике, где| воз- можно открытие новых месторождений нефти. /
На ближайшие годы сохранится территориальная концентрация добычи газа в Оренбургской области, так как открытие новых крупных месторождений в других регионах округа маловероятно. Следовательно, больше внимание нужно будет уделять использованию попутного нефтяного газа. В перспективе его использование должно дойти до 100%, что в настоящее время наблюдается лишь на некоторых месторождениях.
Нехватка нефтяного и газового сырья для электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства будет способствовать добыче других видов топлива. В ПФО это будут бурый уголь (Республика Башкортостан, Оренбургская область), горючие сланцы (Самарская и Саратовская области), торф (Кировская и Нижегородская области).
Возможно значительное увеличение добычи калийных и поваренной солей, так как их запасы на территории округа очень велики (Пермский край, Оренбургская область и др.). Но при этом необходимо будет резко повысить степень использования добываемых солей (потери калийных солей при добыче в настоящее время превышают 50%).
Большие возможности в округе имеются для увеличения добычи строительных материалов, в том числе цементного сырья. Возможен значительный рост производства и на действующих месторождениях (Самарская, Саратовская и Ульяновская области) и освоение новых месторождений (Кировская область).
Перспективы развития агропромышленного комплекса в ПФО связаны как с сохранением плодородия почв и интенсификацией сельскохозяйственного производства, так и с созданием вертикально ингегрированных структур, обеспечивающих производство, переработку, доставку и хранение продукции. Практически во всех регионах возможно самообеспечение основными видами продовольствия — зерном, картофелем, мясом и молоком. Округ в целом сможет также обеспечивать себя овощами и такими техническими культурами, как подсолнечник, сахарная свекла и лен-долгунец. При этом основными сельскохозяйственными регионами останутся республики Татарстан иШашкортостан, Оренбургская и Саратовская области. В остальных регионах развитие сельского хозяйства будет сдерживаться сравнительно небольшими размерами сельхозугодий и менее благоприятны-мишриродными условиями. Соответственно и пищевая промышленность не будет обеспечена местным сырьем.
Для улучшения социально-экономической ситуации в округе необходимо уделить внимание развитию транспортных артерий и обеспечению устойчивой работы всех видов транспорта. Связи округа с Северо-Западным федеральным округом и с зарубежными странами должно улучшить сооружение железнодорожной магистрали по линии Пермь—Сыктывкар—Архангельск. Эта железная дорога даст относительно короткий выход регионам предуральской части округа к морским портам и снизит нагрузку на сильно загруженные транзитные магистрали. Для облегчения связей между северными и южными регионами внутри округа намечается также строительство железной дороги по линии Киров—Йошкар-Ола—Чебоксары.
Развитие экономики внутри регионов невозможно без строительства новых автодорог. Особенно остро их не хватает в Кировской области и на севере Пермского края, где недостаток автодорог не только препятствует освоению природных ресурсов, но и серьезно осложняет жизнь населения.
Для улучшения жизни людей в округе необходимо также существенное развитие социальной инфраструктуры. По таким важным показателям, как обеспеченность жильем, объектами здравоохранения и образования, некоторые регионы округа (республики Мордовия и Марий Эл, Пензенская, Кировская, Ульяновская области) существенно отстают от среднероссийского уровня.
- Содержание
- Районирование россии и место в нем федеральных округов
- Состав федеральных округов Российской Федерации по состоянию на начало 2009 г.)
- Основные социально-экономические показатели по федеральным округам России в 2005 г.
- Глава 2 центральный федеральный округ Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Доля городского населения в Центральном федеральном округе на 1 января 2007 г.
- Ведущие отраслевые комплексы
- Производство металлорежущих станков в Центральном федеральном округе, шт.
- Производство хлопчатобумажных тканей в Центральном федеральном округе, млн м2
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 3 северо-западный федеральный округ
- Удельный вес Северо-Западного федерального округа
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 южный федеральный округ
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Отраслевая структура валового регионального продукта Южного федерального округа в 2005 г.
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5
- Приволжский федеральный округ
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли промышленности
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- Уральский федеральный округ
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Удельный вес уфо в общероссийских социально-экономических показателях (2005 г.)
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренняя дифференциация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Сибирский Федеральный округ
- Удельный вес Сибирского федерального округа в общероссийских
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Внешнеэкономическая деятельность
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- Дальневосточный федеральный округ
- Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Население
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития