logo
ОЗО -бакалавры / Учебники РЭиУ / ФЕдеральные округа

Основные направления отраслевого и территориального развития

  • Перспективы социально-экономического развития ПФО onpef деляют следующие факторы: развитый промышленный потенциа^; выгодное транспортно-географическое положение в центре России; значительный природно-ресурсный потенциал; приемлемые почвен-но-климатические условия для развития агропромышленного ком­плекса; многочисленные квалифицированные трудовые ресурсы.

  • В отраслях промышленности в ПФО главным является не созда­ние новых предприятий и производств, а модернизация и техническое перевооружение существующих, а также углубление переработки ис­ходного сырья, вывоз из округа не полуфабрикатов, а конечной про­дукции. В обозримой перспективе главным сектором экономики в ПФО останется обрабатывающая промышленность. Однако ее ста­бильное развитие сдерживают серьезные проблемы, главными из кото­рых являются значительная доля устаревших основных фондов, низ­кое качество многих видов продукции, незавершенность конверсии многочисленных оборонных предприятий, нехватка сырья и энергии. Ведущей отраслью промышленности в ПФО на перспективу является наукоемкое машиностроение, которое представлено преимуществен­но предприятиями оборонного комплекса и автомобилестроения. В последние 10—15 лет объемы производства продукции значительно сократились. Снизился технологический и кадровый потенциал вслед­ствие длительной недозагрузки производственных мощностей оборон­ных предприятий. Улучшить ситуацию может как осуществление спе­циальных государственных программ, так и привлечение ведущих зарубежных компаний к освоению новой продукции, чтобы сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке.

  • Согласно Государственной программе развития авиастроения Рос­сии, уже начался рост производства как военных, так и гражданских самолетов в Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре. Выпуск новых авиационных двигателей — более экономичных и менее шум­ных — освоен в Перми и Уфе. ВАЗом, УАЗом и другими автопроизво­дителями созданы совместные предприятия с ведущими мировыми компаниями («Дженерал Моторс» и др.), что должно значительно улучшить качество выпускаемых автомобилей, сделать их конкурен­тоспособными с импортными. Территориально машиностроение по-прежнему будет концентрироваться в региональных центрах (Ниж-.

  • пий Новгород, Казань, Самара и др.) и крупных городах (Тольятти, 11абережные Челны и др.), но возможно появление и новых центров машиностроения в рамках создания свободных экономических зон. Уже действует свободная экономическая зона «Алабуга» в Республи­ке Татарстан, где производство автомобилей должно стать ведущей отраслью.

  • \ Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность в ПФО (Iтдичается особенно высокой степенью износа основных фондов. В ре­зультате не только снижается качество выпускаемой продукции, но и обостряется экологическая ситуация. Многие города округа посто­янно входят в список городов России с самой загрязненной атмосфе­рой именно из-за деятельности химических и нефтеперерабатывающих предприятий — это Соликамск и Березники в Пермском крае, Самара и Новокуйбышевск в Самарской области, Саратов и Балаково в Сара­товской области, Дзержинск в Нижегородской области, Уфа и Стер-литамак в Республике Башкортостан. Обновление технологий не толь­ко обеспечит рост производства, но и улучшит состояние окружающей среды. Так, самый современный в России Нижнекамский нефтепере­рабатывающий комплекс будет обеспечивать глубокую переработку (до 85%) высокосернистой нефти, что даст большой экономический и экологический эффект.

  • Развитие металлургии в ПФО сдерживается исчерпанностью сы­рьевой базы и отсутствием месторождений технологического топли­ва. Поэтому в перспективе доменное производство будет сокращать­ся, а главную роль будут играть небольшие передельные и прокатные заводы, использующие металлолом и выпускающие продукцию высо­кого качества. Новых центров металлургии появляться не будет.

  • В лесном комплексе ПФО важнейшей задачей развития является более глубокая степень переработки древесины. Для этого новые де­ревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия будут построены в Пермском крае и в Кировской области, откуда в настоя­щее время большая часть заготовленной древесины поступает в дру­гие регионы страны и на экспорт в необработанном виде.

  • Электроэнергетика ПФО характеризуется резкими территориаль­ными диспропорциями. Если в одних регионах (Самарская, Саратов­ская области и некоторые другие) производство энергии избыточ­но и ее даже передают в регионы ЦФО, то другие (Нижегородская, Кировская области и др.).испытывают дефицит региональных элек­трических мощностей. В таких регионах необходимо строительство новых электростанций, в том числе возможно строительство новых АЭС.

  • В комплексе проблем добывающей промышленности первое мес- то занимает истощение месторождений нефтяного сырья. Извлекае- мые запасы нефти на территории округа использованы практически на 80%, а ежегодный прирост новых запасов компенсирует добычу толь ко на 30—40%. Значительной проблемой для развития нефтяной пр мышленности округа является состояние природных запасов: бол трети запасов нефти относится к категории трудноизвлекаемых, а окр- л0 4А приходится на высокосернистую и тяжелую нефть. Соответ- ственно развиваться добыча нефти в округе сможет только при значи- тельном расширении геологоразведочных работ и освоении новых технологий для увеличения отдачи нефтяных пластов на уже освюен- ных месторождениях. При этом концентрироваться нефтяная про\»ьдц- ленность по-прежнему будет в республиках Татарстан и Башкортостан, а также в Оренбургской области и Удмуртской Республике, где| воз- можно открытие новых месторождений нефти. /

  • На ближайшие годы сохранится территориальная концентрация добычи газа в Оренбургской области, так как открытие новых круп­ных месторождений в других регионах округа маловероятно. Следо­вательно, больше внимание нужно будет уделять использованию по­путного нефтяного газа. В перспективе его использование должно дойти до 100%, что в настоящее время наблюдается лишь на некото­рых месторождениях.

  • Нехватка нефтяного и газового сырья для электроэнергетики и жи­лищно-коммунального хозяйства будет способствовать добыче других видов топлива. В ПФО это будут бурый уголь (Республика Башкор­тостан, Оренбургская область), горючие сланцы (Самарская и Сара­товская области), торф (Кировская и Нижегородская области).

  • Возможно значительное увеличение добычи калийных и поварен­ной солей, так как их запасы на территории округа очень велики (Перм­ский край, Оренбургская область и др.). Но при этом необходимо бу­дет резко повысить степень использования добываемых солей (потери калийных солей при добыче в настоящее время превышают 50%).

  • Большие возможности в округе имеются для увеличения добычи строительных материалов, в том числе цементного сырья. Возможен значительный рост производства и на действующих месторождениях (Самарская, Саратовская и Ульяновская области) и освоение новых месторождений (Кировская область).

  • Перспективы развития агропромышленного комплекса в ПФО связаны как с сохранением плодородия почв и интенсификацией сель­скохозяйственного производства, так и с созданием вертикально ин­гегрированных структур, обеспечивающих производство, переработ­ку, доставку и хранение продукции. Практически во всех регионах возможно самообеспечение основными видами продовольствия — зер­ном, картофелем, мясом и молоком. Округ в целом сможет также обес­печивать себя овощами и такими техническими культурами, как под­солнечник, сахарная свекла и лен-долгунец. При этом основными сельскохозяйственными регионами останутся республики Татарстан иШашкортостан, Оренбургская и Саратовская области. В остальных регионах развитие сельского хозяйства будет сдерживаться сравни­тельно небольшими размерами сельхозугодий и менее благоприятны-мишриродными условиями. Соответственно и пищевая промышлен­ность не будет обеспечена местным сырьем.

  • Для улучшения социально-экономической ситуации в округе не­обходимо уделить внимание развитию транспортных артерий и обес­печению устойчивой работы всех видов транспорта. Связи округа с Се­веро-Западным федеральным округом и с зарубежными странами должно улучшить сооружение железнодорожной магистрали по ли­нии Пермь—Сыктывкар—Архангельск. Эта железная дорога даст от­носительно короткий выход регионам предуральской части округа к морским портам и снизит нагрузку на сильно загруженные транзит­ные магистрали. Для облегчения связей между северными и южными регионами внутри округа намечается также строительство железной дороги по линии Киров—Йошкар-Ола—Чебоксары.

  • Развитие экономики внутри регионов невозможно без строитель­ства новых автодорог. Особенно остро их не хватает в Кировской об­ласти и на севере Пермского края, где недостаток автодорог не только препятствует освоению природных ресурсов, но и серьезно осложняет жизнь населения.

  • Для улучшения жизни людей в округе необходимо также суще­ственное развитие социальной инфраструктуры. По таким важным показателям, как обеспеченность жильем, объектами здравоохранения и образования, некоторые регионы округа (республики Мордовия и Марий Эл, Пензенская, Кировская, Ульяновская области) существен­но отстают от среднероссийского уровня.

  • Yandex.RTB R-A-252273-3
    Yandex.RTB R-A-252273-4