logo
ОЗО -бакалавры / Учебники РЭиУ / ФЕдеральные округа

Состав федеральных округов Российской Федерации по состоянию на начало 2009 г.)

4

11

Распад в конце 1991 г. СССР и образование на его основе ряда новых независимых государств вызвали необходимость пересмотра концепции существовавшей системы экономического районирования в России. В условиях перехода к рыночной экономике нужно было, преодолевая экономический кризис, ввести разумное территориаль­ное планирование, наладить контроль за выполнением решений ново­го правительства демократической России в постсоциалистический период ее развития. На новом историческом этапе развития России в целях сохранения ее целостности, укрепления федерализма, созда­ния общероссийского рынка, совершенствования системы управления, в том числе территориального планирования и управления, было не­обходимо актуализировать сетку экономического районирования стра­ны. В последние 20—30 лет произошли принципиальные сдвиги в раз­мещении производительных сил (которые, естественно, не отражала действовавшая сетка экономических районов). Кроме того, в 1990-е гг. появились межрегиональные ассоциации экономического взаимодей­ствия. В 2000 г. на базе семи ассоциаций экономического взаимодей­ствия были внесены принципиальные изменения в экономическое районирование России. На территории России были выделены семь федеральных округов в соответствии с указами Президента РФ: «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (от 13 мая 2000 г. № 849) и «Вопросы обеспе­чения деятельности аппаратов полномочных представителей Прези­дента Российской Федерации в федеральных округах» (от 21 июня 2000 г. № 1149). Границы этих федеральных округов не затрагивают (не нарушают) сложившееся административно-территориальное деле­ние России, не меняют границы ее регионов (субъектов Федерации). Выделение федеральных округов направлено на выработку модели ад­министративного управления макрорегионами, являющейся более удачной и действенной формой укрепления вертикали государствен-

ной власти в стране. Главной целью выделения федеральных округов России, т.е. практически значимых изменений в экономическом райо­нировании, является укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации отдельных субъектов Федерации (такие процессы особенно интенсивно протека­ли в начале 1990-х гг.). Создание семи федеральных округов, — по сути, семи укрупненных экономических районов с непосредственным под­чинением Президенту РФ — позволяет исправить возникшие в нача­ле 1990-х гг. негативные процессы и не допустить их развития в даль­нейшем.

В каждом федеральном округе Президент РФ назначает полно­мочного представителя, который сам формирует аппарат вверенного ему округа, обеспечивает качественное осуществление функций и за­дач, возложенных на него. Функции и задачи полномочного предста­вителя определены Положением «О полномочном представителе Пре­зидента Российской Федерации в федеральном округе». Они призваны укрепить вертикаль исполнительной власти, сделать более результа­тивным государственное регулирование социального и экономического развития регионов (субъектов Федерации) страны.

Решая возложенные на него задачи, Полномочный представитель Президента в федеральном округе осуществляет следующие основные функции:

Основные социально-экономические показатели по федеральным округам на 2005 г. представлены в табл. 1.2.

6

13

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4