Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
Транспортный комплекс СЗФО различается по плотности инфраструктуры в северных, прибалтийских регионах и Калининградской области. Наиболее высокая плотность железных и автомобильных дорог в Калининградской области — около 40 км и 300 км на 1000 км2 территории. Недостатком местных дорог общего пользования является их оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.
Калининградский морской порт увеличивает грузооборот (к настоящему времени более 5 млн т) в условиях перераспределения российских грузоперевозок из стран Балтии в отечественные порты и налаживания морского паромного сообщения с Санкт-Петербургом.
Плотность автомобильных и железных дорог основных прибалтийских регионов Северо-Запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и составляет соответственно 150 и 26 км на 1000 км2 территории.
Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще больше после завершения строительства скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург—Хельсинки.
Развитие сети автомобильных дорог намечается за счет строительства новых современных автомагистралей как вокруг Санкт-Петербурга, так и в сторону Финляндии, а также Польши — через российские регионы и Белоруссию (так называемого Балтийского пути).
Роль Санкт-Петербургского морского порта возросла после распада СССР и сужения российского выхода к Балтике. Однако его мощности не рассчитаны на все виды грузов и не могут быть существенно расширены. Поэтому в последние годы было осуществлено строительство экспортного нефтяного терминала в г. Приморске, мощности которого постепенно достигли нынешних 75 млн т сырой нефти в год и могут быть увеличены.
На южном побережье Финского залива в это же время был построен нефтепродуктовый терминал в бухте Батарейной, куда выведен трубопровод, транспортирующий продукцию нефтеперерабатывающих заводов Приволжского федерального округа. Еще один новый порт — универсальный, включающий экспортный угольный терминал, был введен в эксплуатацию в Усть-Луге.
Не теряет своего значения речной транспорт, выгодно использующий возможности трансевропейских речных и морских перевозок по маршрутам как внутрироссийских водных путей, открывающихся через Беломоро-Балтийское и Волго-Балтийское воднотранспортные соединения, так и через систему зарубежных водных соединений. Все эти водные пути, связывающие Черное, Балтийское и Каспийское моря, формируют основу международного транспортного коридора Север—Юг.
Транспортный комплекс Европейского Севера можно считать развитым относительно других северных территорий страны. Однако по плотности автомобильных и железных дорог он в 5 раз уступает прибалтийским регионам округа. Важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали этой части округа имеют в основном межрегиональное направление и связывают Мурманск и Петрозаводск с Санкт-Петербургом и Москвой, Архангельск с Вологдой и далее с Москвой. Широтные связи были сформированы Печорской железной дорогой, выходящей на территорию Ямало-Ненецкого АО в пределах Полярного Урала и низовий Оби. Другое широтное железнодорожное соединение уже несколько десятилетий связывает Архангельскую область с Республикой Карелия, откуда из района г. Костомукша была проложена ветка в соседнюю Финляндию. Прямая железнодорожная связь Архангельской области с Республикой Коми и регионами Среднего Урала будет установлена после завершения строительства магистрали «Белкомур», конечными пунктами которой должны стать Архангельск и Пермь.
Решение транспортных задач регионов, занимающих на севере приморское положение, в первую очередь, Мурманской и Архангельской области, связано с развитием и реконструкцией портового хозяйства в Мурманске и Архангельске и восстановлением интенсивного судоходства по Северному морскому пути. Это судоходство особенно важно как для обеспечения растущего Северного завоза грузов в районы Крайнего Севера с обратным вывозом продукции добывающих отраслей, так и для перспективных международных перевозок между странами Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
В целом транспортная система СЗФО обеспечивает наиболее тесные, в том числе приграничные, связи с соседними округами — Центральным, Приволжским и Уральским, — а также с соседними странами Балтии, Польшей, Финляндией и Норвегией. При этом северные регионы округа с преобладающим развитием добывающих отраслей промышленности доминируют в вывозе сырьевых грузов — леса, угля, металлических руд и др., а для прибалтийских регионов и Калининградской области характерны зависимость от завоза сырья.
Уровень развития непроизводственной сферы в СЗФО — выше среднего по России. Но достигается такая ситуация преимущественно за счет высокого уровня развития непроизводственных отраслей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Санкт-Петербург — второй по значению в стране (после Москвы) центр науки, высшего образования, культуры, искусства, туризма, финансовой деятельности и т.д. Город недаром носит звание «второй столицы» России. В ближайшее время Санкт-Петербургу будут переданы и некоторые «столичные» функции: с мая 2008 г. в город переведен Конституционный Суд Российской Федерации, позже — некоторые другие федеральные органы. Ленинградская область, имеющая многочисленные культурно-исторические достопримечательности, а также ресурсы для развития курортного хозяйства, выделяется развитием рекреации.
Калининградская область также имеет довольно высокий уровень развития рекреационного хозяйства (комплекс санаторно-курортных учреждений на Балтийском взморье), но их развитие осложняется эк-склавным положением региона относительно остальной территории России. Особенно осложнилось посещение российскими туристами калининградских курортов после вступления Литвы и других прибалтийских республик бывшего СССР в Европейский Союз, а затем и в Шенгенскую визовую зону.
В остальных регионах СЗФО непроизводственная сфера имеет уровень развития ниже среднероссийского. Это связано как с географическим положением (территории с суровыми природными условиями), так и с историческими особенностями развития (районы нового освоения с приоритетным вниманием к развитию промышленности). Особенно плохими показателями выделяются Республика Коми и Мурманская область, где неразвитость непроизводственной сферы является одной из важных причин массового миграционного оттока населения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Районирование россии и место в нем федеральных округов
- Состав федеральных округов Российской Федерации по состоянию на начало 2009 г.)
- Основные социально-экономические показатели по федеральным округам России в 2005 г.
- Глава 2 центральный федеральный округ Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Доля городского населения в Центральном федеральном округе на 1 января 2007 г.
- Ведущие отраслевые комплексы
- Производство металлорежущих станков в Центральном федеральном округе, шт.
- Производство хлопчатобумажных тканей в Центральном федеральном округе, млн м2
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 3 северо-западный федеральный округ
- Удельный вес Северо-Западного федерального округа
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 южный федеральный округ
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Отраслевая структура валового регионального продукта Южного федерального округа в 2005 г.
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5
- Приволжский федеральный округ
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли промышленности
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- Уральский федеральный округ
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Удельный вес уфо в общероссийских социально-экономических показателях (2005 г.)
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Главные отрасли сельского хозяйства
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
- Внешнеэкономические связи
- Внутренняя дифференциация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы
- Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Сибирский Федеральный округ
- Удельный вес Сибирского федерального округа в общероссийских
- Природно-ресурсный потенциал
- Население
- Ведущие отраслевые комплексы
- Внешнеэкономическая деятельность
- Внутренние территориальные различия
- Экологическая ситуация
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- Дальневосточный федеральный округ
- Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
- Население
- Внешнеэкономические связи
- Экологическая ситуация
- Основные направления отраслевого и территориального развития