logo search
Питулько учебник

5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

Само понятие «ОВОС» пришло из международного экологи- ческого права. В «Конвенции об оценке воздействия на окружаю- щую среду в трансграничном контексте» ОВОС рассматривается как национальная процедура оценки возможного воздействия пла- нируемой деятельности на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, Финляндия, 25 февраля 1991 г.). Она направле- на на предотвращение вредного трансграничного воздействия и результате планируемой деятельности, а также на его уменьшение и контроль за ним. Конвенция об оценке воздействия на окружаю- щую среду в трансграничном контексте была подписана Прави- тельством СССР 06.07.91 и подтверждена Правительством РФ от 13.01.92 № Н-№ 11 ГП МИД России.

Под трансграничным воздействием понимается любое воздей- ствие в районе, находящемся под юрисдикцией той или иной стороны, вызываемое планируемой деятельностью, физический источник которой расположен полностью или частично в преде- лах района, попадающего под юрисдикцию другой стороны. В Кон- венции определен перечень видов деятельности, которые могут оказать значительное воздействие и должны подвергаться оценке. Дополнительно предложены критерии для определения эколо- гической значимости видов деятельности. К ним относятся: ма- сштаб деятельности, районы деятельности, среди которых выде- ляются особо чувствительные и важные с экологической точки зрения, и последствия деятельности, особенно приводящие к

возникновению нагрузок, превышающих уровень устойчивости среды.

Стороны, подписавшие Конвенцию, ставят своей целью при- нять эффективные меры по предотвращению вредного трансгра- ничного воздействия в результате планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также по его уменьшению и контролю. Для этого каждая сторона, подписавшая Конвенцию, должна разработать и ввести в действие национальную процедуру проведения ОВОС, создающей возможность широкого участия обществснности.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится до при-

нятия решения об осуществлении планируемого вида деятельности. Стороны, подписавшие Конвенцию, должны стремиться применятъ принципы ОВОС к политике, планам и программам.

В том случае, когда реализация планируемой деятельности на

территории одной страны может оказать вредное трансграничное воздействие на другие страны, последние могут принимать участие в ОВОС. В этом случае, в соответствии с требованиями Концепции, государство, на территории которого планируется такой вид деятельности, должно уведомить других участников Конвенции не позднее, чем проинформирует свое население. Уведомление содержит:

информацию о планируемой деятельности, включая информа-

цию о трансграничном вредном воздействии;

приглашение принять участие в ОВОС в установленные сроки.

Уведомление направляется тем государствам, на территорию

которых может оказать вредное трансграничное воздействие реализация проекта. В том случае, когда такое государство принимает приглашение участвовать в ОВОС, ему предоставляется необходимая информация. С учетом мнения заинтересованных государств — участников Конвенции разрабатывается документ об ОВОС, который должен содержать, как минимум, следующую информацию:

планируемая деятельность и ее цели;

описание, при необходимости, альтернатив планируемой дея-

тельности, в том числе варианта отказа от деятельности;

сведения о тех элементах окружающей среды, которые могут

быть затронуты планируемой деятельностью;

описание мер, направленных на то, чтобы свести к минимуму

вредное воздействие на окружающую среду;

описание использованных методов прогнозирования и данных

состоянии окружающей среды;

имеющиеся пробелы в знаниях и/или неопределенности, кото-

рые были обнаружены при сборе необходимой информации;

при необходимости краткое описание программ мониторинга

за состоянием окружающей среды после введения объекта хозяйственной деятельности в эксплуатацию.